В рамках стратегии по адаптации экономики РФ к требованиям климатической повестки необходимо учесть обязательные платежи, которые так или иначе направлены на снижение выбросов парниковых газов. Об этом написал премьеру Михаилу Мишустину глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, пишут "Ведомости". 

"Российские компании уже сейчас осуществляют большой объем платежей, основным фактическим направлением которых является декарбонизация. Но эти платежи, хотя и являются, по сути, углеродным сбором, формально имеют другую правовую природу", - пишет Шохин. 

В качестве примера он приводит обязательные платежи ("по сути, надбавки") на оптовом энергорынке, за счет которых в стране строится низкоуглеродная генерация. Речь идет о договорах на поставку мощности (ДПМ), гарантирующих инвестору стабильную доходность и возврат вложений (помимо ГЭС, АЭС и ВИЭ по таким договорам также строят и ТЭС). В рамках этого механизма, по оценкам союза, российские компании - потребители электроэнергии заплатят до 2035 г. более 8 трлн руб. Это можно считать целевой платой за снижение выбросов парниковых газов, пишет Шохин. 

Платежи только в рамках ДПМ ВИЭ в пересчете на снижение выбросов к 2035 г., по оценкам РСПП, достигнут 55 евро за 1 т СО2. Цена 1 т СО2 на крупнейшей в мире европейской бирже по торговле квотами на выбросы (EU ETS) в конце декабря 2021 г. приближалась к 80 евро. 

До этого в энергетике за введение отечественных механизмов декарбонизации (подтверждения зеленого характера выработки) наиболее активно выступала "Интер РАО", напоминает Финмаркет.

"Переклассификацию" объема обязательных платежей в сборы для декарбонизации, по мнению Шохина, необходимо провести и в других отраслях. Речь может идти о плате за негативное воздействие на окружающую среду из-за выбросов метана, об акцизах на бензин и дизтопливо, о штрафах за сверхнормативное сжигание попутного газа и т. д. "По различным экспертным оценкам, средний размер эффективной ставки платы за выбросы парниковых газов в РФ по разным отраслям уже сейчас может достигать 10-20 евро за 1 т СО2 -эквивалента", - указывает глава РСПП. 

Сейчас в федеральный бюджет поступает 25,1% доходов от акцизов на топливо, а 74,9% идут в бюджеты регионов, и это скорее инфраструктурный, чем экологический сбор. Акцизы направляются на строительство дорожной инфраструктуры (в региональные дорожные фонды и нацпроект "Безопасные и качественные автодороги"), поступления в 2021 г. составят более 0,8 трлн руб. 

Предложения бизнеса заслуживают внимания, но убедить зарубежных партнеров учитывать эти платежи, в том числе в рамках ТУР, вряд ли получится, считают эксперты.