В обращении бюро РСПП к депутатам Госдумы, членам Совета Федерации и правительства сказано, что законопроект содержит серьезные концептуальные недостатки, которые можно компенсировать только за счет поправок и дополнений.
Вариант закона, принятый в первом чтении, значительно лучше действующего, в частности, новый законопроект предусматривает такую принятую во всех цивилизованных странах форму соглашения собственников и кредиторов, как финансовое оздоровление, то есть возможность для должника прибегнуть к процедуре банкротства с целью защиты интересов кредиторов. К достоинствам закона относится также положение, уравнивающее в правах государство с конкурсными кредиторами.
Однако, как считают в РСПП, в предложенном депутатам законопроекте содержится ряд фундаментальных недостатков, которые могут разрушить саму основу существующей системы товарно-денежных отношений, отношений кредиторов и собственников и иных форм экономических отношений. Недопустимым является возбуждение дела о банкротстве в ситуации, когда кредитором не использованы иные механизмы возврата долга, такие, например, как исполнительное производство. Новая редакция закона не предоставляет достаточных возможностей для воспрепятствования необоснованному возбуждению дел о несостоятельности. Инициировать возбуждение дела о банкротстве можно, несмотря даже на отсутствие достаточных подтверждений о невозможности истребовать просроченную задолженность с предприятия-должника стандартным порядком исполнительного производства.
Важнейшим недостатком новой редакции закона является изменение баланса полномочий между участниками процедур банкротства за счет резкого сокращения прав конкурсных кредиторов. Кредиторы, несущие основные финансовые риски в процессе банкротства, наделяются неадекватными возможностями защитить свои вложения, в то время как арбитражные управляющие фактически вправе осуществлять свою деятельность, не считаясь с мнением кредиторов.
Совершенно недопустимым является влияние единственного государственного органа (ФСФО) на весь процесс банкротства. Кроме того, новый закон наделяет арбитражные суды, которые при процедурах банкротства призваны играть третейскую роль, избыточными полномочиями по принятию правовых решений.