Сегодня стало известно об отключении половины питающих АО «Курскхимволокно» фидеров, что в переводе с языка энергетиков на язык, понятный большинству россиян, означает: «Курскэнерго» осуществило свои угрозы, резко ограничив поставки электроэнергии предприятию.
Как рассказал главный инженер «Курскхимволокна» Геннадий Мишуткин, подобные акции практикуются здесь еще с 1996 года, а за «энергетические долги» кара достаточно сурова. Только в нынешнем году аварийная остановка производственных мощностей, и без того задействованных лишь на 22-24%, имела место дважды – в феврале и июле.
Очередное уведомление связано с недоплатой в размере 894 тысяч рублей за сентябрь и несоблюдением графика погашения предыдущих долгов, превышающих на сегодняшний момент 6 миллионов рублей.
Отключения электроэнергии – одна из «особенностей национальной экономики», а манипуляции с рубильником превращаются порой чуть ли не в единственный язык «межотраслевого общения» между промышленниками и энергетиками. Дисциплинирующий момент в подобном наказании, безусловно, присутствует, но стоит ли кидаться всегда из одной крайности в другую – неужели история не учит.
Требования энергетиков российские химики далеко не всегда признают справедливыми, считая существующие тарифы необоснованно завышенными. Так, курскому предприятию из 13-14 млн рублей, получаемых ежемесячно от реализации товарной продукции, 9 млн приходится платить за электроэнергию, причем исключительно «живыми» деньгами.
В результате – острейший дефицит оборотных средств, сокращение объемов производства, вынужденные простои и неоплачиваемые отпуска. А зарплата на предприятии и так одна из самых низких в отрасли – всего 1600 рублей. На щекинском «Химволокне», к примеру, она в полтора раза выше.
Отключения электроэнергии порождают, в свою очередь, серьезные экологические проблемы – ведь при частом пуске и остановке производства резко возрастает количество неутилизируемых отходов. Это еще и дополнительная нагрузка на технологическое оборудование, которое практически не модернизировалось с момента основания предприятия. Геннадий Мишуткин считает, что для нормального функционирования курскому «Химволокну» требуется ежемесячно как минимум 40 млн рублей. «А где их взять, если завод и так держится исключительно на старых запасах?» - невесело звучат его мысли вслух.
Конечно, обвинения в адрес энергетиков и «неблагоприятной экономической ситуации» в целом уже набили оскомину. Несмотря на то, что история с «Курскхимволокном» достаточно типична, есть немало примеров благополучного разрешения подобных проблем.
«Перебои с электроэнергией, конечно, бывают, есть сложности и с платежами, но в целом дела на нашем предприятии идут неплохо», - поделился технический директор щекинского «Химволокна» Александр Богославский.
Путь выхода отраслевых предприятий из кризиса специалисты видят в создании интегрированных структур, объединяющих сырьевые и производственные ресурсы в единую технологическую цепочку. «Волжское «Химволокно» находилось пару лет назад в худшем положении, но подобрал их «Сибур» - и предприятие развивается. В каждом деле должен быть настоящий хозяин, - уверен Геннадий Мишуткин. - Только так можно достичь рентабельности химического производства, существенно снизить себестоимость, сократить количество посредников. Если же за каждый чих платить по 20%, то выбраться не удастся никогда». Александр Богославский придерживается аналогичной точки зрения, считая, тем не менее, что «нельзя сбрасывать со счетов и сложившиеся исторически совершенно разные стартовые условия для каждого предприятия».