Рынок крупнотоннажных полимеров, растущий ежегодно более чем на 4%, в 2020 году наряду с другими отраслями промышленности столкнулся с полномасштабным кризисом. Пандемия коронавируса обострила и без того имевшиеся проблемы, связанные с дисбалансом спроса и предложения на мировом рынке.

Негативная динамика в секторе наметилась с самого начала 2020 года. В январе спад составил 0,8% относительно предыдущего месяца, в феврале падение усилилось до 2,1%. В марте мировая химическая индустрия сократила объемы производства уже на 4,2%. «Наибольшее снижение (в марте — на 10,3%) было зафиксировано в Китае, где производства работали при минимальных загрузках или простаивали весь февраль и большую часть марта», — сообщается в корпоративном издании СИБУРа со ссылкой на обзор Высшей школы экономики (ВСЭ) «Рынок крупнотоннажных полимеров».

Несмотря на экономические сложности 2020 года, в российской нефтехимии ситуация оказалась не такой драматической. Ряд секторов показали положительную динамику. Однако эксперты предупреждают о возможном профиците на рынке базовых полимеров.

Старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Нина Адамова прогнозирует, что по итогам 2020 года глобальный спрос на основные виды крупнотоннажных пластиков снизится на 2% — до 341 млн т. Негативной динамики удастся избежать только сегменту полиэтилена. «Хотя, — отмечает эксперт, — во многих химических секторах с июня 2020 года наблюдается стремительное восстановление спроса». Правда, цены пока остаются относительно низкими, что является результатом перепроизводства и сниженной покупательной способности населения, которая отражается на потреблении конечных товаров.

В то же время, по мнению Нины Адамовой, емкость российского рынка крупнотоннажных пластиков, который в 2019 году достиг 6 млн т, покажет рост, несмотря на коронавирус. «Благодаря изменениям в сегменте полиолефинов российская индустрия крупнотоннажных пластиков в 2020 году впервые выйдет на положительные значения чистого экспорта», — говорит эксперт.

«В среднесрочной перспективе, — считает Нина Адамова, — рынок крупнотоннажных пластиков ожидает период профицита полиолефинов и олефинового сырья для их производства и производства поливинилхлорида (ПВХ), учащения запретов на полимеры, усиления конкуренции и взаимного замещения на рынке пластиков».

По ее словам, профициту будут способствовать работа Китая по замещению импорта, развитие проектов Crude oil-to-chemicals. При этом по итогам 2020 года, по прогнозу Газпромбанка, провал I квартала не позволит китайскому рынку крупнотоннажных пластиков вырасти более чем на 1,5%. 

В 2020 году, считают эксперты банка, емкость китайского рынка полиолефинов возрастет на 4–6% для полиэтилена, на 1–2% — для полипропилена благодаря устойчивому спросу со стороны производителей упаковки, средств индивидуальной защиты, медицинских изделий, а также сравнительно быстрому восстановлению китайской экономики после кризиса, передает Пластинфо.

Дополнительное давление на мировой рынок полимеров окажет то, что сырьевые компании сектора видят гораздо больше перспектив в нефтехимической, а не в нефтеперерабатывающей отрасли из-за низкого спроса на нефтепродукты вследствие снижения мобильности населения и распространения электромобилей.

Рост новых мощностей опережает спрос

Последующее снятие ограничений в рамках борьбы с коронавирусом и возобновление работы секторов, которые являются потребителями нефтехимической продукции, не сильно спасло ситуацию. Как отмечает консультант VYGON Consulting Артем Лебедской-Тамбиев, за девять месяцев спрос на базовые полимеры — полиэтилен и полипропилен — в РФ упал почти на 15%.

«Несмотря на это, — говорит эксперт, — высокая конкурентоспособность позволила российским нефтехимическим производителям поддержать высокий уровень загрузки своих мощностей». Кроме этого, «ЗапСибНефтехим» почти вышел на полную мощность (средний уровень загрузки производств достиг 85% в III квартале). Эксперт ожидает, что производство базовых полимеров в РФ вырастет в 1,5 раза год к году, а экспорт — более чем в 4 раза.

Артем Лебедской-Тамбиев основным риском для отрасли в среднесрочной перспективе также считает рост новых производственных мощностей в мире, опережающий динамику спроса. Так, прирост по этилену в 2020–2022 годах может составить до 30 млн т при практически вдвое меньшем росте потребления. Поэтому государственная поддержка отрасли, обеспечивающая конкурентоспособность нашей продукции на внешних рынках, будет очень актуальной, отмечает эксперт.

В Высшей школе экономики также считают профицит на рынке основной проблемой в будущем, так как, несмотря на сдвиг сроков ввода отдельных мощностей, в целом рост производства полимеров продолжится. Падение цен на нефть серьезно изменило расклад сил на рынке: выросла конкурентоспособность европейских производителей, работающих на нафте, в то время как конкурентоспособность сланцевых мощностей в США и угольных в Китае снизилась, что не может не сказаться на инвестиционных проектах.

Переработчики пластмасс ждут падения заказов

Менее позитивно настроены в компании «Интернешнл Пластик Гайд» (реализуют компаунды, пластификаторы и другие компоненты для модификации полимеров). Хотя по итогам 2020 года результаты производителя лучше, чем прогнозировалось в апреле — мае. «Стабилен сегмент производителей упаковки, увеличились продажи на рынок медицинских изделий и производства спанбонда, строительный и кабельный рынок выжили благодаря госзаказам и строительству новых медицинских учреждений. Но в целом большинство клиентов живут с ощущением, что скоро все остановится: заказы, оплаты и т.д.», — делится наблюдениями генеральный директор компании Татьяна Серова.

Наиболее выраженным падение, по мнению «Интернешнл Пластик Гайд», ожидается в строительном и кабельном сегментах, где будут ориентироваться на более дешевые решения по всем продуктам. Самое большое влияние на бизнес в следующем году продолжат оказывать меры правительства в связи с COVID-19. В то же время «Интернешнл Пластик Гайд» не планирует пересматривать свою стратегию, а, напротив, планирует воспользоваться сниженными ставками по кредитам и приобрести новое оборудование.