Правительство, каждый год индексирующее тарифы естественных монополий, в 2014 году взяло тарифную паузу по призыву президента Владимира Путина в надежде оживить буксующую экономику и выполнить предвыборные обещания, пишет Reuters.

Глава РЖД Владимир Якунин, сразу воспринявший инициативу правительства о заморозке тарифов в штыки, еще в конце 2013 года говорил, что монополия может из-за этого уйти в убыток. Поэтому он предложил проиндексировать хотя бы нефтяные тарифы, что позволило бы ему за год вернуть 16 миллиардов рублей дохода.

Правительство рост тарифа с начала года не одобрило, но РЖД продолжала лоббировать индексацию, упирая на высокие прибыли нефтяных компаний и приводя в пример доходы Роснефти, Лукойла и Новатэка.

Источники Рейтер говорили, что несмотря на формальное право РЖД не может самостоятельно регулировать тариф в рамках тарифного коридора без согласования с президентом РФ Владимиром Путиным.  

НЕБОЛЬШОЙ КУШ

За первое полугодие 2014 года в направлении Дальнего Востока по железным дорогам было перевезено 16,45 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов, следует из данных Рейтер. Из них на экспорт ушли только 3,8 миллиона тонн, в том числе 1,8 миллиона тонн дизельного топлива.

Почти все экспортные перевозки в дальневосточном направлении идут через порты, но ряд производителей отгружает нефтепродукты на припортовые станции Дальнего Востока, оформляя перевозки как внутренние поставки.

Сильнее всего от повышения тарифов пострадает Роснефть, которая в первом полугодии перевезла 3,6 из 3,8 миллиона тонн экспортных нефти и нефтепродуктов в порты Дальнего Востока.

Представитель Роснефти отказался от комментариев.

Но, по расчетам Рейтер, сумма, которую РЖД сможет получить за полгода от такого повышения тарифов, составляет всего около 2,5 миллиардов рублей. РЖД размер дополнительной выручки не озвучивает.