По итогам 2014 г. в Европе было произведено 42 млн матрасов, треть из них - с использованием ППУ. Такие данные в ходе конференции "Полиуретаны 2016" сообщила Энджела Остин, директор Labyrinth Research & Markets.
При этом количество старых матрасов, от которых население избавляется, существенно выше - около 70 млн шт. ежегодно. Поэтому все острее встает проблема их утилизации. Этот процесс усложняется химическим составом матрасов, в котором преобладает пенополиуретан и другие химические соединения, депонирование которых на полигонах твердых бытовых отходов является опасным для окружающей среды.
В ЕС ТБО регулируются особым документом - Landfill directive. По словам г-жи Остин, уже с 2017 г. в директиву будут внесены изменения, которые значительно ужесточат требования к таким изделиям, как использованные матрасы, размещение которых на свалках будет окончательно запрещено: обязательной станет либо утилизация, либо применение в качестве топлива. Конкретные параметры, уточнила Энджела Остин, планируется определить в середине 2016 г.
Сейчас это практикуется далеко не во всех европейских странах. Например, в Германии ППУ-матрасы утилизируются (а именно - сжигаются), в Англии же просто выбрасываются на свалку, как бытовой мусор.
Председатель Экспертного совета CREON Energy Сергей Рогинко поинтересовался, за чей счет будет происходить утилизация? Ведь при всех явных плюсах этой инициативы ее предстоит кому-то оплачивать. По словам г-жи Остин, конечный вариант еще не определен. Сейчас обсуждается схема, при которой утилизация будет бесплатной, однако ее стоимость будет закладываться в цену нового матраса. То есть в конечном счете платить придется потребителю.