Рядом с судостроительным комплексом «Звезда» будет построен новый металлургический завод производительностью 1,5 миллиона тонн, который будет выпускать стальной лист и трубную продукцию для верфи и других потребителей. Об этом главе РФ Владимиру Путину на встрече в Ново-Огарево сообщил главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. Глава компании поблагодарил президента за поддержку еще одного крупного проекта – «Восток Ойл», который должен стать драйвером для развития сразу нескольких регионов России и стимулировать рост в целом ряде отраслей экономики.
Проект «Восток Ойл» активно начал развиваться в этом году после того, как ему законодательно были обеспечены инвестиционные стимулы. По словам Игоря Сечина, сегодня, согласно графику ведутся поисково-разведочные работы по подготовке ресурсной базы, по ее развитию, уже определены места для размещения первоочередных кустовых площадок, которых на первом этапе реализации будет до 150. Кроме того, готовятся площадки для установок сбора и подготовки нефти, завершены проектно-изыскательские работы по строительству магистрального трубопровода (около 770 км) и порта Север. Планируется, что проекты первой очереди «Восток Ойл» позволят обеспечить добычу, транспортировку и перевалку до 50 млн тонн нефти в год, второй очереди – до 100 млн тонн.
«Хотел бы прежде всего поблагодарить вас за внимание и поддержку, которые вы уделяете проекту, особые слова благодарности вам за принятие закона, который создал инвестиционные льготы для проекта. Это позволило создать эффективную экономическую модель», – отметил глава «Роснефти».
По его словам, «Восток Ойл» окажет большой синергетический эффект на промышленность России. Например, для его обеспечения потребуется строительство объектов энергетики общей мощностью 2,5 тыс. гигаватт, более 3,5 тыс. километров электросетей – этим будет заниматься компания «Интер РАО». Также для организации поставок нефти проекта размещены заказы на танкеры высокого ледового класса ARC 7. По словам Сечина, этот проект всего будут обслуживать 50 судов разных типов: портовые суда, суда обеспечения, танкеры и газовозы.
Кроме того, в интересах «Восток Ойл» был подписан долгосрочный контракт на поставку до 100 буровых установок, которые производятся в России. «Они оснащены современной системой геопозиционирования и геонавигации с привязкой к определённой точке бурения, на гидравлической платформе, что повышает точность бурения, скорость, эффективность, снижает аварийность при бурении, – сообщил Сечин. – Применена блочно-модульная конструкция буровой установки. Наряду с компактными размерами она почти в два раза меньше обычной, поэтому капитальные затраты на создание куста будут ниже процентов на 30, и исполнена в арктическом варианте, двухэтажная, защищённая от ветра. Мы её уже испытали на бурении 31-й скважины на Западно-Иркинском участке».
«Роснефть» один из крупнейших потребителей трубной продукции. «Потребность в трубах различного диаметра у проектов компании в Восточной Сибири оценивается на уровне 100-200 тыс тонн ежегодно. Плюс реализация проекта «Восток Ойл» предусматривает создание свыше 770 км магистральных и 7000 км внутрипромысловых трубопроводов. Наличие собственного производства способно закрывать эту потребность практически полностью, что окажет значительный положительный эффект на экономику проекта», - отмечает директор ИнфоТЭК Рустам Танкаев.
По словам Танкаева, «месторождения «Восток Ойл» схожи по геологическим характеристикам с уже изученными месторождениями Ванкорского кластера. Это облегчает задачу их освоения, позволяет сократить расходы. Безусловно, сокращение капитальных затрат будет связано также с использованием новейших технологий бурения: горизонтальных скважин с многостадийным разрывом пласта. Месторождения будут разрабатываться с помощью станков большой грузоподъемности, предназначенных для бурения скважин сложных профилей. Такие технологии позволят оптимизировать количество кустовых площадок, сократить капитальные затраты».
Как утверждает старший аналитик WMT-Consult Валерий Андрианов, «с экологической точки зрения «Восток Ойл» станет проектом нового поколения. Новейшее буровое оборудование позволит минимизировать воздействие на окружающую среду. В проекте будут учтены самые жесткие экологические требования. Главным приоритетом реализации «Восток Ойла» является сохранение хрупкой природы региона. В общей сложности, удельная интенсивность выбросов в период работы «Восток Ойл» составит порядка 12 кг СО2 на баррель добычи. Это – очень хороший показатель, ведь, по данным WoodMackenzie, данный показатель по новым месторождениям составляет порядка 50 кг».
Для сравнения ресурсная база всей формации Permian (крупнейшего сланцевого региона) в Соединенных Штатах – 6,3 млрд тонн, - отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Только следует понимать, что плотность запасов там – 0,1, млн б.н.э. на км². В случае же с проектом «Восток Ойл» этот показатель составляет 17 млн б.н.э. на км². Неудивительно, что проект сверхпривлекателен для инвесторов. А ведь нефтегазовая отрасль сейчас явно недоинвестирована и реализация данного проекта может в корне изменить ситуацию».
По словам главы «Роснефти», компания продлит существующий сейчас долгосрочный контракт по поставке техники с «КамАЗом». Пока речь идет о 2500 единицах авто – и специальной техники, в перспективе даже о 6000 машин. Кроме того, планируется, что производитель организует специализированные сервисные центры на местах работы техники. Воздушным транспортом проект, по плану, обеспечат предприятия «Ростеха» – на первом этапе могут потребоваться порядка 50 новых вертолетов.
Активно в проекте будут задействованы и российские металлурги. Для нужд «Восток Ойл» предстоит поставить 6 млн тонн труб различных диаметров - как для магистральных, так и для внутрипромысловых трубопроводов, а также буровых труб. Это дополнительно загрузит металлургическую промышленность РФ на 20%.
Реализация проекта позволит создать десятки тысяч дополнительных рабочих мест. «Для обустройства месторождения потребуется привлечь более 400 тысяч человек, из них порядка 130 – наши сотрудники и подрядчики, и те новые рабочие места, которые будут создаваться вокруг проекта. 15 промысловых городков, поселков будет создано, в которых будет обеспечена жизнедеятельность наших вахтовиков», – отметил Сечин.
К 2024 году планируется поставить до 30 млн тонн грузов в направлении Северного морского пути через бухту Север.
Еще один важнейший проект, который глава «Роснефти» обсуждал с президентом РФ – развитие судостроительного комплекса «Звезда». Путин отметил, что в составе самой современной верфи России находится самый большой сухой док в мире. «Он имеет уникальные размеры: 485 метров на 114 и глубиной 14 метров», – подтвердил Сечин. «Авианосцы можно строить», – предложил президент, на что Сечин напомнил, что на «Звезде» уже заложен самый мощный в мире атомный ледокол «Лидер», пишет РГ.
«На текущий момент выполнено бетонирование стен, днища дока, заканчивается работа по устройству сервисной галереи. Смонтирован по бортам сухого дока уникальный кран «Голиаф», он второй уже на верфи, грузоподъемностью 1200 тонн. Изготовлены и доставлены башенные краны, поставлен на штатное место батопорт, который применяется для вывода на чистую воду уже построенных корпусов, – рассказал о проекте Сечин. – Строительство новых объектов верфи ведется параллельно с производственной деятельностью. В настоящее время на верфи 53 заказа в работе находятся».
Глава «Роснефти» отметил, что компания готова исполнять поручение президента об обеспечении комплекса «Звезда» стальным листом. По словам Сечина, рядом с бухтой Большой Камень, где расположен судостроительный комплекс, в бухте Суходол подобрано место для строительства металлургического завода. Планируется, что на новом производстве будут работать примерно 1500 человек, предварительная стоимость этого проекта составляет приблизительно 2,2 млрд долл. «Проработано технико-экономическое обоснование, выполнено одной из крупнейших компаний МСС International Incorporation, и сделан вывод о целесообразности строительства такого предприятия в этой зоне в связи с отсутствием наших производственных мощностей такого профиля, – отметил Сечин. – Будет построен новый металлургический завод производительностью 1,5 миллиона тонн, с учетом того что порядка 330–350 сама верфь будет перерабатывать, и новые потребители в регионе также могут воспользоваться этими мощностями. Будет производиться стальной лист и трубная продукция».
При строительстве таких беспрецедентных объектов, как ледокол «Лидер», качество стали критически важно. В России такая сталь есть. Но с европейской части стальной лист такого размера по железной дороге не доставить, поскольку его ширина потребует модернизации вагонного парка РЖД, а заодно и всего Северомуйского тоннеля. Транспортировка морем предполагает огромное транспортное плечо и соответствующие затраты. Закупки с азиатских рынков несут в себе, во-первых, валютные риски, а, во-вторых, геополитические. Кроме того, не всякую сталь можно купить за рубежом. По качеству российский лист значительно превосходит западные аналоги. Поэтому наличие собственного металлургического завода - жизненная необходимость для «Звезды», - поясняет Валерий Андрианов. «Доля судовой стали в себестоимости танкера составляет от 10 до 15% в зависимости от ледового класса. Наличие собственного производства позволит существенно сократить затраты, а значит, и стоимость конечной продукции».