Заявленные в 2011-2013 годах российские проекты по расширению производства и экспорта сжиженного природного газа (СПГ) придется, скорее всего, уточнить в связи с тенденциями зарубежного спроса на этот продукт. Особенно в Тихоокеанском регионе, где активно растут и потребление СПГ, и его производство.
 
Что касается использования на российском транспорте СПГ и компримированного (сжатого) природного газа (КПГ), в этой сфере требуются надлежащая нормативно-правовая база и комплексная госпрограмма развития газомоторного машиностроения. Таковы основные рекомендации международных форумов СПГ/КПГ-2013, состоявшихся на днях в Москве.

Ситуация в этих секторах мировой экономики и торговли весьма динамичная, что, как отмечалось на конференциях, обусловлено тенденциями спроса, появлением новых крупных поставщиков и их гибкой ценовой политикой.

Смежный фактор влияния - развитие за рубежом новых технологий производства, транспортировки и конечного использования сжиженного и сжатого газа. Эти обстоятельства требуют от РФ своевременного комплексного "реагирования", особенно в технологической сфере. Включая соответствующий сектор судостроения.

Кроме того, может потребоваться уточнение районов размещения ряда экспортных СПГ-терминалов. С точки зрения, во-первых, удобства для загрузки газовозов и, во-вторых, - обеспечения кратчайших расстояний перевозок и сырья на переработку и отгрузки готовой продукции. 

Как отметила Ольга Гопкало, ведущий специалист компании "Морстройтехнология", свыше 60% объема продукции Сахалинского СПГ-комплекса поставляется в Японию, остальная часть вывозится в Южную Корею и Северную Америку. Расширение этих мощностей, по мнению Ольги Гопкало, нацелено на рост поставок в те же страны, но следует более тщательно анализировать тенденции в спросе на этот продукт, а также производственную и ценовую политику конкурентов, считает она.

Что касается других проектов, О. Гопкало и другие участники форумов сакцентировали внимание, в частности, на таких как "Ямал-СПГ" (конечной годовой мощностью до 25 млн тонн), "Владивосток-СПГ (до 15 млн тонн), "Печора-СПГ" (не меньше 3 млн тонн), "Балтийский СПГ" (Ленинградская область, 10 млн тонн). А также на проекте по расширению сахалинских СПГ-мощностей.

Все эти комплексы планируется ввести в действие после 2017 года, но сроки по некоторым проектам могут быть перенесены по технологическим или финансовым причинам.

При этом, по мнению О. Гопкало, проект Балтийского СПГ не привязан к конкретным месторождениям газа. Между тем поставки сырья на этот завод, по словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, будут осуществляться из Единой системы газоснабжения.

Имеются и другие, менее крупные СПГ-проекты в Ленинградской области, пишет РГ. Причем их продукция будет востребована также для автономной газификации в Северо-Западном регионе РФ, а также в качестве судового и газомоторного топлива.

В этой связи Ольга Лоцманова, главный технолог профильного отдела "Газпрома", обратила внимание на схожую нацеленность проекта "Владивосток-СПГ". Отметив, что намечено использование части производимого СПГ для нужд морского и автомобильного транспорта.

Что же касается развития газомоторного транспорта, то, как отмечалось на КПГ-конференции, по темпам его развития РФ пока отстает от многих стран, несмотря на колоссальную ресурсную базу. В частности, существенное отставание наблюдается в сфере производства и внедрения современных газотранспортных технологий. Скажем, почти все считаные газозаправки в РФ сосредоточены лишь в нескольких регионах Европейской части страны.

Александр Козлов, глава Russian automotive market research, считает, что основные причины такой ситуации - это узкая география сети заправок, отсутствие надлежащей законодательной базы и недостаточное количество серийно выпускаемой газовой техники.

Между тем, по мнению участников форума, распоряжение Правительства РФ N 767-р (2013 г.) "О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива, в том числе природного газа в качестве моторного топлива" впервые предусматривает ряд стимулирующих мер. Среди них - обнуление ввозной пошлины на компоненты для производства транспортных средств, а также на оборудование и механизмы для заправки транспорта природным газом. Предусматривается также субсидирование перевода транспорта на газовое топливо.

Кстати, использование газомоторного топлива, по оценкам форума, во-первых, сокращает примерно на 20% автотранспортные расходы. А во-вторых, на 16-20% понижает транспортную составляющую в себестоимости продукции.

Если же в целом охарактеризовать ситуацию с СПГ и КПГ-проектами в России, "сегодня анонсированы и находятся на разной стадии реализации несколько крупномасштабных проектов по СПГ, в числе которых "Балтийский СПГ", "Ямал СПГ", "Печора СПГ", газпромовский проект "Владивосток СПГ" и проект "Роснефти" на Сахалине, - пояснил "РБГ" руководитель компании Creon energy Фарес Кильзие. - Последние два имеют наибольшие шансы ввиду наличия фактического газа, налаженной инфраструктуры и близости рынков сбыта. Причем проект "Роснефти" - уже с полностью законтрактованными объемами.

Но в секторе КПГ даже программы 2007 года по созданию 200 заправок не выполнены. А реализация недавних поручений президента РФ в этой сфере пока затрудняется отсутствием нормативных актов и соответствующей федеральной программы. Кроме того, остается ждать решения Минэнерго России по индексу ценообразования на КПГ".