В условиях, когда НОВАТЭКу не хватает танкеров для вывоза растущего объема продукции с проекта «Ямал СПГ», Минтранс готов смягчить условия допуска к навигации на Севморпути (СМП) судов ледовых классов Arc4 и Arc5. Изменения могут позволить таким судам круглогодично ходить по СМП в Карском море и Обской губе при ледокольной проводке. Одновременно ответственность капитанов судов и ледоколов будет ужесточена.

Минтранс на regulation.gov.ru уведомил о начале разработки изменений в правилах плавания по Севморпути. Удалось ознакомиться с проектом документа (от 5 сентября), который должен стать компромиссом между требованиями Минтранса по обеспечению безопасности и желанием грузоотправителей более широко использовать суда не самого высокого ледового класса при различных типах ледовых условий.

Толчком к разработке изменений стал конфликт между «Администрацией СМП» (подведомственно Минтрансу через Росморречфлот), «Атомфлотом» (подведомственен «Росатому») и НОВАТЭКом из-за проводки танкера «Борис Вилькицкий» в марте. Этот танкер изначально обладал высоким ледовым классом Arc7, но из-за поломки одной из двигательных установок (азипода) его класс был понижен до Arc4. Это означало, что судно не может ходить в акватории СМП при средних ледовых условиях даже с ледоколом — на практике это вело к срыву программы отгрузки сжиженного газа с проекта НОВАТЭКа в порту Сабетта. В итоге «Атомфлот» провел судно, а «Администрация СМП» объявила это грубейшим нарушением безопасности. Тогда «Атомфлот» затребовал у «Администрации СМП» разъяснений, пригрозив приостановить проводки Arc4 и Arc5 при средних ледовых условиях. Как рассказывали источники “Ъ” в отрасли, несмотря на запрет, суда такого класса по СМП ходили всегда.

Как следует из нового проекта правил, теперь судам классов Arc4 и Arc5 можно в сопровождении ледокола круглогодично ходить в Карском море и районе Обской губы при любой ледовой обстановке. Этого добивался и НОВАТЭК, крупнейший грузоотправитель по СМП, поскольку он рассчитывает привлечь дополнительные танкеры Arc4 для вывоза газа. Изменение правил обсуждалось в Росморречфлоте в июне, новая версия должна вступить в силу в мае 2019 года.

Новая редакция правил предусматривает более подробное деление СМП — на 28 районов вместо нынешних семи. Тип ледовых условий ранжируется как тяжелый, средний, легкий и чистая вода. В крупном районе могут формироваться различные ледовые условия, и усреднение значений в крупном районе не позволяет допускать суда в места, где сформировались легкие ледовые условия, объясняется в уведомлении Минтранса. Недопуск судов влечет за собой увеличение сроков доставки грузов судами «река—море», сокращает сроки проведения геологоразведочных работ на шельфе, нарушает ритмичность работы транспортных судов в портах с круглогодичной навигацией — в частности, в Сабетте. Новые правила позволят продлить навигацию судам со слабым ледовым укреплением.

Предлагаемая редакция правил также увеличивает взаимную ответственность капитанов судов и ледоколов — это было одним из острых вопросов в споре вокруг проводки «Бориса Вилькицкого». Теперь капитаны судов будут обязаны убедиться в соблюдении ледоколом условий проводки, а также информировать капитана ледокола об ограничениях судна по плаванию и неисправностях судна. В свою очередь, капитан ледокола должен оценить безопасность проводки судна в акватории СМП.

До появления окончательной версии документа участники отрасли, а также Минтранс и «Атомфлот» тему не комментируют. Однако собеседник среди грузоотправителей считает, что новая редакция правил еще больше усложнит получение разрешения на плавание по СМП. Кроме того, хотя новое зонирование и расширяет список доступных районов, расчеты производились на основании средних показателей по ледовой обстановке и не учитывают современные реалии, уверен он.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что изменение правил плавания по СМП давно назрело: этого требуют активное развитие судоходства в Обской губе и планы НОВАТЭКа по наращиванию производства сжиженного газа. По мнению эксперта, изменения позволят решить проблемы НОВАТЭКа с поиском судов для вывоза СПГ.