На российском шинном рынке началась масштабная консолидация. Получив контроль над обанкроченным «Амтелом», «СИБУР — Русские шины» (СРШ) договорился об объединении с третьим крупным производителем — «Нижнекамскшиной». До конца 2011 года они создадут холдинг, контроль в котором будет у «Татнефти», а операционное управление — у СРШ. На долю «Амтела», СРШ и «Нижнекамскшины» приходится более 60% российского производства шин и более трети рынка продаж.

Как рассказал «Коммерсантy» заместитель гендиректора СРШ Игорь Караваев, в середине сентября холдинг подал ходатайство в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о слиянии с ОАО «Нижнекамскшина». Акционеры компаний намерены передать свои доли (100% акций СРШ и 73,5% акций «Нижнекамскшины») в кипрскую Zartel Ltd, 51% акций которой получит «Татнефть» (владелец «Нижнекамскшины»), а 49% акций — СИБУР.

Операционное управление объединенной компанией будет осуществлять топ-менеджмент СРШ, говорит господин Караваев. Для этого сделка заключается по английскому праву, поясняет он. Стороны получат по половине мест в совете директоров Zartel, уточнил замглавы стратегического управления «Татнефти» Александр Тищенко, а управлять заводами, скорее всего, будет вновь созданная управляющая компания. СРШ получит право назначить ее гендиректора, добавил господин Тищенко. Сейчас «Нижнекамскшиной» управляет «Татнефть-Нефтехим», которую возглавляет Загит Шарафеев. Она же управляет Нижнекамским заводом техуглерода, «Ярполимермашем» и Т. Д. «Кама», которые работают на «Нижнекамскшину». Все они, а также Ефремовский завод синтетического каучука также войдут в объединенную компанию, говорит Александр Тищенко.

В ФАС подтвердили получение ходатайства. По словам Игоря Караваева, стороны рассчитывают получить все согласования до весны, а сделку завершить до конца 2011 года. Она также должна быть одобрена правительственной комиссией по иностранным инвестициям, поскольку «Нижнекамскшина» входит в список стратегических предприятий.

Фактически речь идет о создании в России единого производителя шин на базе даже не двух, а сразу трех крупнейших игроков — СРШ, «Нижнекамскшины» и холдинга «Амтел». Акции последнего в сделке не участвуют, но-де-факто СРШ уже контролирует «Амтел». Холдинг находится в процедуре банкротства, а СРШ является крупнейшим кредитором.

По данным СРШ, на всех троих игроков сейчас приходится более 60% российского производства шин и около 35% продаж в стоимостном выражении. «Амтел» выпускает легковую резину, СРШ — главным образом коммерческую, а «Нижнекамскшина» — и то и другое. В СРШ утверждают, что речи о создании некоего российского монополиста в производстве шин не идет и что доля российских производителей на их собственном рынке все время снижается под давлением иностранных, у некоторых из которых уже есть заводы в России. Смысл слияния в СРШ объясняют именно целью создать единого российского игрока, способного конкурировать с иностранцами.

Но Александр Назаров из ИФК «Метрополь» отмечает, что СРШ и «Нижнекамскшина» выпускают сходную продукцию и «непонятно, как одновременно будут и партнерами, и конкурентами». «Это означает, что кому-то из партнеров придется закрывать выпуск той или иной продукции, а также пытаться делить ее сбыт,- уточняет аналитик.- Учитывая, что бизнес-лидеры в Татарстане неохотно делятся полномочиями и управлением своими активами, пока непонятно, насколько объединение будет безболезненным». Процесс консолидации был запущен СИБУРом, успешно получившим контроль над «Амтелом», но с «Нижнекамскшиной», видимо, удалось договориться только о паритете, отмечает Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ».

Оценить общую стоимость «Амтела», СРШ и «Нижнекамскшины» невозможно, добавляет Александр Назаров: во-первых, потому, что «Амтел» — банкрот, а во-вторых, потому, что заводы всех трех компаний работают по толлинговым схемам и маржа в собственно шинном производстве минимальна.

По словам замначальника управления стратегического планирования «Татнефти» Александра Тищенко, в сделку не войдут активы банкротящегося шинного холдинга Amtel, основным кредитором которого является «Сибур». А также проект «Нижнекамскшины» по производству грузовых ЦМК-шин, выход которого на проектную мощность в 1,2 млн штук ежегодно ожидается в 2012 году, сообщает РБК daily. «Не исключено, что строящийся завод войдет в будущем в объединение», — говорит Александр Тищенко. Кроме того, со стороны «Татнефти» в сделку войдут Ефремовский завод синтетического каучука и Нижнекамский завод техуглерода.

Аналитик RMG Securities Константин Юминов отмечает, что в такой конфигурации практически паритетное объединение оправдано. «Мощности „Нижнекамскшины“ крупнее, но бизнес „Сибура“ более рентабелен, — отмечает он. — И важно, что операционный контроль останется именно за ним».

С завершением консолидации «Сибур — Русские шины» и «Нижнекамскшины» обсуждается возможность IPO объединенной компании, говорит Игорь Караваев. Ранее «Сибур» не раз отмечал, что планирует постепенно выходить из шинного бизнеса за счет снижения своей доли с увеличением бизнеса и появлением других акционеров.

Компания «Креон» приглашает Вас принять участие в V Юбилейной Международной Конференции «Каучуки, Шины и РТИ 2010», которая состоится 30 ноября 2010 г. в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Получить более подробную информацию о мероприятии Вы можете, связавшись по телефону +7 (495) 797-49-07 или по e-mail: org@creon-online.ru.