Штефан Энгледер (Dr. Stefan Engleder), генеральный директор Engel Austria, дал интервью германской ассоциации производителей оборудования для переработки пластмасс и резин VDMA (Plastics and Rubber Machinery Association), пишет Рlastinfo.ru.
- Доктор Энгледер, какие варианты есть у производителя машин для литья под давлением, чтобы уменьшить выбросы CO2?
- Как машиностроительная компания, мы начинаем с сокращения выбросов CO2 в нашей собственной компании. Это означает, например, что мы покупаем «зеленую» электроэнергию, устанавливаем фотоэлектрические системы и сокращаем долю ископаемого топлива. Наша стратегия устойчивого развития направлена на то, чтобы сделать производство максимально нейтральным для климата во всех наших офисах по всему миру.
Кроме того, мы следим за производством наших клиентов и постоянно сокращаем выбросы CO2 нашей продукции, машин для литья под давлением. Высокоэффективные приводные технологии уже привели к снижению их энергопотребления наполовину.
Оптимизированные процессы и решения по контролю температуры, адаптированные к применению, могут еще больше снизить энергопотребление. Мы также используем цифровизацию, например, системы помощи. Однако для защиты климата важно не только иметь новые, эффективные машины, не менее важно, чтобы установленная база была преобразована, например, с решениями по модернизации или вспомогательными системами, которые также можно модернизировать. В этой области необходимо принимать более оперативные меры, потому что машина для литья под давлением прослужит 20 и более лет.
- Перед лицом текущих проблем, таких как война и высокие цены на энергоносители, многие опасаются, что защита климата, а также экономика замкнутого цикла исчезнут с повестки дня. Что вы думаете об этом?
- Главной темой на данный момент, безусловно, является энергосбережение, потому что энергия дефицитна и дорога, но в конечном счете это развитие также служит цели сокращения выбросов CO2. Наши клиенты все чаще обращают внимание на совокупную стоимость владения, и решающую роль в этом играет энергия, как на потреблении самой машины, так и на сырье.
В центре внимания по-прежнему находится экономика замкнутого цикла, хотя, возможно, сейчас на эту тему меньше говорят из-за различных кризисов. Закрытие цикла повторного использования материалов — это работа, которая растянется на годы, и большая часть работы по-прежнему выполняется в Европе. В других частях света, в Азии или в США, его не продвигают с такой интенсивностью. Тем не менее экономика замкнутого цикла уже на подходе.
- Будет ли это скорее конкурентным недостатком или конкурентным преимуществом для европейской индустрии пластмасс?
- Если мы сможем управлять экономикой замкнутого цикла таким образом, чтобы она была одновременно экологичной и экономичной, это будет конкурентным преимуществом, плюс если мы также будем работать ресурсосберегающим образом, то мы также будем меньше платить за сырье и энергию.
Может быть, вначале этого не будет, когда вся операция еще не масштабируется, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе это будет дешевле. Важно то, что именно европейская политика ставит правильные, достижимые цели и последовательно их преследует. Однако если мы все вместе поступим правильно, я уверен, что экономика замкнутого цикла принесет нашей отрасли преимущества перед международной конкуренцией.
- Цифровизация является инструментом в различных процессах. Насколько велика ее польза для Engel?
- Цифровизация помогает нам на двух уровнях. С одной стороны, непосредственно в связи с машинами — системы помощи ключевым словам. Они приобретают все большее значение, в том числе и потому, что нехватка кадров становится все более очевидной; у нас уже есть огромная нехватка обученных операторов. Цифровые вспомогательные системы позволяют машинам работать относительно автономно, а также оптимизировать себя. Таким образом, машины становятся намного проще в эксплуатации. Нехватка персонала — это проблема, которая пока не обсуждается так широко, как проблема выбросов углерода, но она изменится в ближайшие несколько лет и в большинстве частей мира.
Цифровизация также помогает связать отдельные части цепочки создания стоимости по горизонтали. Переработка пластмасс — это очень специализированный процесс с множеством различных этапов в цепочке создания стоимости. Имеет смысл, а также необходимо для экономики замкнутого цикла использовать общие данные и устанавливать общие интерфейсы. Это начинается с переработчика, который подготавливает материал, и продолжается от производителей и упаковщиков до розничных продавцов и потребителей.
- Однако многим сторонам трудно обмениваться информацией.
- Так оно и есть сейчас, а тенденция к разъединению (следствие пандемии COVID) еще больше усложнила ситуацию. Тем не менее горизонтальный обмен возможен, если к нему подойти взвешенно. Необходимо предотвращать утечки данных и обмениваться только значимыми данными. Это уже работает достаточно хорошо. Помогает и то, что крупные производители потребительских товаров оказывают давление на всю производственную цепочку, потому что сами находятся под давлением общественности.
- В частности, поскольку упаковка вносит значительный вклад в ухудшение имиджа пластика…
- Да, пластик сегодня не имеет хорошего имиджа, но чем больше людей используют его, тем больше они осознают его преимущества: например, когда упаковка продлевает срок хранения продуктов и, следовательно, меньше выбрасывается, или когда пластик обеспечивает легкую конструкцию, что в свою очередь способствует снижению выбросов CO2.
Глядя на это с самокритичной точки зрения, следует сказать, и здесь я возвращаюсь к теме экономики замкнутого цикла, что пластмассовой промышленности еще не удалось замкнуть циклы для всех материалов. Это его самая важная задача, мы интенсивно работаем над этим, и это то, о чем мы сообщаем, поскольку это единственный способ изменить представление людей о пластмассах и индустрии пластмасс. Для нашей отрасли также необходимо набирать хорошо обученных сотрудников.