топливо

В России резко вырос объем выписанных оборотных штрафов за некачественное топливо на АЗС. Только за девять месяцев этого года нарушителям начислили 47 млн рублей, сообщили в Росстандарте. Цифра сопоставима с объемом взысканий за весь 2018-й –– 50 млн рублей. Средняя сумма штрафа составила 580 тыс. рублей. В этом году контролирующие органы увеличили количество проверок АЗС — с этим связан и рост числа взысканий, отмечают эксперты. Однако владельцы заправок нередко добиваются снижения штрафов через суд.

Взяли в оборот

Штрафовать заправки, которые торгуют топливом, не соответствующим требованиям техрегламента, Росстандарт начал в конце января прошлого года, когда вступил в силу соответствующий закон. Средняя сумма взыскания составляет 580 тыс. рублей, пояснили в федеральном агентстве, максимальный штраф в первом полугодии 2019-го превысил 2 млн рублей.

В этом году основной объем штрафов пришелся на III квартал — около 24,6 млн рублей. По итогам первых двух было выписано 22,4 млн рублей. В Росстандарте пояснили, что увеличение количества штрафов в конце лета и начале осени связано с накопительным эффектом. Объем взысканий за первую половину года всегда будет меньше, чем за вторую, добавили в агентстве. Там также отметили, что рост количества штрафов связан с более эффективными точечными проверками организаций-нарушителей.

Общий объем взысканных оборотных штрафов в 2019 году составил более 18 млн рублей — то есть в 2,5 раза меньше начисленных 47 млн. С исками в суд обратились примерно две трети организаций, уличенных в реализации фальсифицированного топлива. Все такие обращения сейчас находятся на различных стадиях обжалования, добавили в Росстандарте. За повторное нарушение было выписано всего два штрафа — оплачен пока один из них, уточнили в агентстве.

Денежное наказание для АЗС за некачественное топливо составляет 1% выручки от продажи горючего, но не менее 500 тыс. рублей. При повторном нарушении он возрастает до 3% с оборота, но не менее 2 млн рублей, или работа АЗС приостанавливается на срок до 90 дней. За нарушения маркировки или несоответствия в документации штрафы ниже — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, сообщили в Минпромторге.

В ведомстве отметили, что особенность этой нормы — в уравнивании ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ранее максимальный штраф для ИП составлял 40 тыс. рублей.

В министерстве добавили, что уже зафиксировали эффект от внедрения оборотных штрафов. Общая доля фальсифицированного и некачественного горючего снизилась, топливный рынок очищается от недобросовестных участников.

Как ранее писали «Известия», с января по сентябрь этого года специалисты Росстандарта проверили 920 АЗС и обнаружили несоответствие физико-химических показателей топлива на 81 заправке (8,8%). При этом среди сетевых АЗС доля нарушений составила 5%, среди независимых — 13%. За весь 2018 год было проверено 1010 АЗС и в 90 случаях (9%) обнаружено некачественное горючее. 

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша считает, что в этом году ситуация с качеством топлива лучше, чем в 2018-м. Сейчас у АЗС нет стимула торговать суррогатным горючим, они боятся получить серьезное денежное наказание, сказал он.

Эксперт пояснил, что теоретически у крупных заправок размер штрафа с оборота может доходить до 10 млн рублей, но случаи, когда бы начислялись такие штрафы, ему неизвестны. Обычно платят минимальные 500 тыс. рублей или даже меньше, отметил он.

Глава Независимого топливного союза Павел Баженов считает, что причиной роста объема штрафов стала повышенная активность проверяющих органов.

— В этом году у Росстандарта было много выездов. Могло сказаться и желание ведомства показать эффективность механизма оборотных штрафов, чтобы пролоббировать их введение еще и за недолив топлива, — сказал он.

Недолив топлива с начала 2019 года был обнаружен на 19% проверенных Росстандартом АЗС.

В Минэнерго на момент публикации не ответили на запрос о том, какая работа по снижению количества нарушений на АЗС проводится с участниками рынка.

Штрафы пополам

Общую динамику подтверждают и данные общественников по регионам. Так, по итогам проверок межрегиональной общественной организации «Народный контроль» во Владимирской области за девять месяцев было выписано 1,8 млн рублей оборотных штрафов за некачественное топливо. При этом за весь прошлый год объем взысканий составил 2 млн рублей, сообщил председатель правления «Народного контроля» Алексей Смирнов.

По его словам, результаты проверки организация направляет в Росстандарт, который принимает решение о штрафах. Он добавил, что во Владимирской области была проверена треть всех заправок. Инспекция показала, что количество АЗС, торгующих некачественным дизелем, в этом году снизилось, а суррогатным бензином, напротив, возросло — с 8% в прошлом году до 17% в 2019-м.

Алексей Смирнов отметил, что основной всплеск продаж контрафактного горючего пришелся на период с апреля по июнь. В это время оптовые цены на топливо практически сравнялись с розничными, и предприниматели, чтобы не нести убытки, стали торговать некачественным бензином. С июля всё опять вернулось в нормальное состояние, заверил эксперт.

В свою очередь в Роскачестве сообщили, что провели совместно с Росстандартом проверку дизельного топлива на 71 АЗС в Свердловской области, нарушения были выявлены на 26 заправках (36%). Все АЗС были несетевыми и принадлежали преимущественно ИП.

Алексей Смирнов добавил, что штрафы, выписанные по материалам проверок его организации, оспаривают все владельцы АЗС. Ни одно взыскание пока не отменили, но сумму часто уменьшают, рассказал эксперт. 

— Так как АЗС относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, согласно КоАП, они имеют право на штраф ниже минимально установленной отметки. Предприниматели пишут заявления, что у них небольшой оборот и денежное наказание для них слишком велико. Суд идет им навстречу, не учитывая экономический эффект от обмана при продаже некачественного топлива. Во Владимирской области суды, в том числе принимали решение наложить 50% от начисленного штрафа, — пояснил он.

Сложно говорить об улучшении качества топлива на АЗС, если выписано почти 50 млн рублей оборотных штрафов, отметил руководитель Федерации автовладельцев России, член общественного совета Росстандарта Сергей Канаев. По его словам, мониторинг ФАР в Московском регионе показал, что проблемы есть на трети АЗС.

— Розничная цена у нас ограничена. Поэтому независимые сети в попытке заработать могут либо недоливать, либо продавать некачественное топливо, — полагает он.

В пресс-службе сети заправок «Газпром нефть» сообщили, что в 2019 году компания не получила ни одного штрафа по качеству нефтепродуктов на станциях сети. В других крупных компаниях на момент публикации не ответили на запросы.