С 1978 года в США не построили ни одного нового ядерного реактора. Но с накопленными отходами надо что-то делать. Атомные энергетические компании, несмотря на выплаты в фонд по ядерным отходам, вынуждены тратить дополнительные деньги на расширение площадей хранилищ. В то же время американские ученые считают, что переработка ОЯТ – это риск для окружающей среды. Ведь переработка плутония дорогостояща и опасна потому, что продукты деления радиоактивны. При реакциях необходимы большие количества сильно агрессивных химикатов. Плутоний может образовывать критическую массу, что может привести к авариям.
Но Россия – не Америка. Мировая общественность давно пристально наблюдает за обширными пустынными территориями Сибири, полагая, что Сибирь идеальна для захоронения ядерных отходов. К тому же Минатом готов наладить не только захоронение, но и – в будущем – переработку ОЯТ. Отечественному Минатому из-за отсутствия нормального финансирования остается или зарабатывать на сборе отработанных ядерных отходов со всего мира, или прекратить свое существование. Но трудно даже себе представить, чем чревато складирование ОЯТ для России. Например, что может произойти в случае разгерметизации отечественных могильников ядерных отходов, один из которых – «Радон» имеется на территории Новосибирской области. Поэтому ученые считают, что из двух зол для России, возможно, лучше стать страной-мусорщиком. Ведь мировое сообщество обещает платить за нормальную организацию хранения. Причем выделяемых денег должно хватить для контроля всех захоронений. Но тогда Россию поджидает участь мировой свалки.
Составы с отработанным ядерным топливом уже десятки лет проходят по Западно-Сибирской железной дороге, через Новосибирск и Красноярский край из стран, в которых Советский Союз некогда построил атомные станции. В ноябре прошлого года пришел очередной такой состав из Болгарии.
Именно транспортировку отработанного ядерного топлива международные эксперты-экологи считают наиболее опасной в экологическом плане. Ведь ни одна железная дорога не застрахована от аварий, которые и случаются время от времени. Однако Валерий Денисов, руководитель Сибирского округа Госатомнадзора, говорит, что отработанное ядерное топливо перевозят в специальных контейнерах, которые проходят особые испытания на прочность. Контейнеры нагревают до 800 градусов в течение часа, бросают с 9-метровой высоты и выдерживают на 20-метровой глубине под водой. В эксплуатацию идут только не потерявшие своей герметичности контейнеры. За рубежом контейнеры, предназначенные для транспортировки такого непростого вещества, подвергается дополнительной проверке: по ней отстреливают пушки. Они выдерживают и этот тест. Правда, 100-процентной гарантии все-таки никто дать не может. Например, в случае, если террористы захотят взорвать вагоны с ядерными отходами, контейнеры могут пострадать. По словам руководителя Сибирского округа Госатомнадзора, перевозка отработанного ядерного топлива должна проходить в строжайшей секретности. Это не только повысит безопасность, но успокоит общественное мнение.
Изначально ввоз отработанного ядерного топлива планировался только для хранения, т.к. у нашей страны просто нет ни средств, ни возможности это все перерабатывать. И их не будет еще лет сорок. В нашей стране только два предприятия, которые могли бы вести переработку отходов с атомных станций, – в Северске на «Маяке» и на заводе в Красноярске. Но последний недостроен. Существует только первая очередь – хранилище. Вот туда и будут ввозить отработанное ядерное топливо. Хранилище надежное, на него получена лицензия. По словам Денисова, даже специализированный для переработки ОЯТ челябинский завод пока не может этого сделать.
Радиоактивные отходы с болгарской АЭС в Красноярский край ввезли незаконно. Такое сообщение поступило из Красноярска. В распоряжении российских экологов оказался контракт на поставку 41 тонны ОЯТ, подписанный руководством болгарской АЭС «Козлодуй» и российским ОАО «Техснабэкспорт». В соответствии с ним в ноябре на территорию России были ввезены не только облученные тепловыделяющие сборки (ОТВС), но и стержни с выгорающими поглотителями. Эти устройства не являются отработанными ядерными отходами и классифицируются как высокорадиоактивные отходы. Их ввоз на момент подписания контракта противоречил межправительственному соглашению о сотрудничестве в области атомной энергетики между Россией и Болгарией и действующему российскому законодательству. Первоначально, по условиям контракта между АО «Техснабэкспорт» и болгарской АЭС «Козлодуй» предполагалось, что в Железногорск поступят такие компоненты активной зоны отечественных реакторов ВВЭР-1000, эксплуатируемых на атомных электростанциях в Болгарии, которые не являются отработанным ядерным топливом, а соответствуют определению «радиоактивные отходы», ввоз которых в нашу страну запрещен. Госатомнадзор России приказал отделить эти компоненты от отработанного топлива еще в Болгарии. Проверку этого пункта договора и должна произвести комиссия, которая заканчивает свою работу в январе.
Этот контракт противоречит новому, недавно измененному законодательству, регламентирующему ввоз отработанного ядерного топлива. При его исполнении:
- Не была проведена необходимая экологическая экспертиза. При этом,
- Госатомнадзор разрешил разовый ввоз отработанного ядерного топлива только после проведения таковой;
- Не утвержден порядок ввоза;
- Не создан фонд для финансирования программ по реабилитации радиационно-загрязненных земель;
- Не содержит прямых обязательств по возврату образующихся в процессе переработки отработанного ядерного топлива высокоактивных отходов;
- Не установлены и сроки, в которые должен быть произведен возврат высокоактивных отходов.
Что же касается прочих радиоактивных отходов, то о них в контракте речь вообще не идет. По-видимому, их, как обычно, будут закачивать под землю или сливать в поверхностные водоемы. Однако у экологов, протестовавших против реализации этого контракта, возникают другие вопросы. Например, соглашение предусматривает, что после переработки на Железногорском комбинате высокоактивные отходы, представляющие опасность для человека, должны быть возвращены болгарской стороне. Однако в самом документе прописано, что условие этого возврата будут определены Поставщиком и Заказчиком в отдельных контрактах, которые должны быть заключены не позднее, чем 10 лет до их возврата. Из чего следует, что высокоактивные отходы будут навеки похоронены в России. Но при утилизации ОЯТ появляются еще низкоактивные и среднеактивные отходы, о дальнейшей судьбе которых в контракте не говорится ни слова. После переработки тонны ядерного топлива получается 2000 тонн жидких отходов.
Особый интерес представляют контрактная цена и система расчетов за услуги по обращению с отработанными ядерными отходами. Минатом обещал, что Россия будет получать минимум 1 000 долл. за килограмм полученных отходов. Однако в действующем контракте указана другая цифра – 620 долл. за кг. Общая разница между обещанной и реальной суммой превышает 15 млн долл. (всего в Россию ввезена 41 тонна ОЯТ).
Кроме того, при «контрактной стоимости» в 620 долл. за килограмм ОЯТ для оформления таможенных процедур была установлена цена в тысячу раз меньшая— 0,605 долл. за кг. Платежным исполнителем контракта с болгарской стороны выступает некая офшорная фирма, зарегистрированная в Лихтенштейне. Неизвестно, почему руководство Минатома заключило с офшорной компанией контракт, открывающий широкие возможности для финансовых махинаций. Красноярские экологи требуют немедленного приостановить выполнение незаконных контрактов по хранению на территории края зарубежных радиоактивных отходов. А также провести прокурорскую проверку деятельности Минатома, касающейся поставок в Россию ядерных материалов из-за рубежа. Борцы против незаконного ввоза ОЯТ в Россию считают необходимым поручить Счетной палате РФ провести аудиторскую проверку контрактов на предмет обоснованности установления контрактной цены и расходования средств от сделки.
Руководитель Сибирского округа Госатомнадзор России В. Денисов заявил, что в 2002 году его ведомство может ввести запрет на ввоз в Сибирь отработанного ядерного топлива. Такое решение будет принято, если в результате проверки, которая проводится на Железногорском горно-химическом комбинате, будет выявлено, что в числе доставленных на комбинат из Болгарии в конце ноября 40 тонн отработанного ядерного топлива были ввезены такие его компоненты, доставка которых в Россию категорически запрещена.