СИБУР в 2022 году кардинально поменял экспортную политику, перенаправив около 4 млн т своей продукции с европейского направления в страны Юго-Восточной Азии и Турцию. Однако транспортные компании оказались не готовы к изменению маршрутов и ухудшили ключевые условия перевозки: сроки доставки выросли на 30–100%, а стоимость доставки в некоторых случаях — в 2,5 раза, сообщается в корпоративном журнале СИБУРа.

Самым сложным вызовом оказалось снижение предсказуемости отгрузок: в начале 2023 года величина не согласованных перевозчиками заявок на перевозку достигла 38%. Такая ситуация создает риски не только для СИБУРа, но и для многих российских поставщиков, поскольку заказчики на новых рынках ожидают своевременных поставок, пишет plastinfo.ru.

Несмотря на приоритет внутреннего рынка для СИБУРа, ввиду роста мощностей компании и ограничений локального спроса растет интерес и к экспортному направлению. В 2023 году компания скорректировала логистическую политику как по направлениям, так и по способам отгрузки. В частности, доля сухопутных отгрузок выросла с 17% в 2022 году до 30% в первой половине 2023-го, тогда как доля морских отгрузок снизилась с 82 до 70% за те же периоды. 

Ограничения железнодорожной инфраструктуры вынудили искать альтернативные маршруты, которые оказались дороже традиционных на 56%; при этом сроки доставки увеличились на 20–50 дней в зависимости от маршрута.

Также СИБУР учитывает ограниченную доступность дальневосточных и черноморских портов и продолжит переориентировать отправления в порты Балтийского моря. За первую половину 2023 года компания уже в 3 раза увеличила объемы отгрузок через порты Санкт-Петербурга, которые по-прежнему служат надежными экспортными коридорами для химической продукции.

СИБУР активно поддерживает и развитие альтернативных экспортных маршрутов. Например, с 2023 года компания рассматривает Северный морской путь как одно из потенциально устойчивых логистических направлений. На октябрь 2023 года запланированы поставки сырья в страны Юго-Восточной Азии из портов Санкт-Петербурга и Архангельска. Развитие также получил новый транспортный канал — коридор «Север — Юг».