Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов провел совещание по подготовленному проекту закона о расширенной ответственности производителей (РОП). В обсуждении приняли участие представители Российского экологического оператора (РЭО), Росприроднадзора, представители бизнеса и отрасли, сообщается в пресс-релизе РЭО.
Законопроект о РОП должен вступить в силу с 2022 года. Суть его в том, что за утилизацию упаковки ответственность будут нести производители. Однако сейчас некоторые представители бизнеса затягивают сроки введения законопроекта. Поэтому участники встречи в Минприроды отдельно подискутировали на такие вопросы, как утилизация 100% упаковки, ответственность за неутилизированные отходы и создание электронной системы обращения с ТКО.
«Обсуждение законопроекта шло достаточно долго, состоялось больше 20 встреч, посвященных теме расширенной ответственности производителей. Расширенная ответственность производителей введена в России в 2015 году, но за пять лет реализация РОП не привела к стимулированию развития системы обращения с отходами. Сейчас в соответствии с поручением президента идет реформирование института РОП. В декабре прошлого года была утверждена концепция РОП, в обсуждении которой бизнес также принимал активное участие, сейчас подготовлен законопроект, который станет механизмом для ее реализации.
Сегодня утилизируется 4,5% отходов, остальное направляется на полигоны для захоронения. Вопрос создания системы утилизации является приоритетным. Поэтому если вы не утилизируете самостоятельно, то вы платите экосбор в пользу государства, которое будет создавать необходимые мощности и развивать систему обращения с отходами», — отметил глава Минприроды России Александр Козлов.
Росприроднадзор ждет от бизнеса выстраивания системы утилизации упаковки
Один из вопросов, который вновь подняли представители бизнеса, — это введение, в соответствии с концепцией РОП, 100% норматива на утилизацию упаковки и применение двойного повышающего коэффициента при невыполнении норматива.
«В отношении 100% утилизации мы предлагаем компромисс — 100% для тех, кто платит и не реализует, а для тех, кто пытается самостоятельно организовать систему сбора и утилизации, установить амбициозный, но достижимый норматив с постепенным его повышением», — предложила исполнительный директор Ассоциации «Промышленность за экологию» (НА «РусПЭК») Любовь Меланевская.
Однако на совещании отметили, что норматив полной утилизации выпущенной в оборот упаковки был заложен в концепции РОП и у бизнеса несколько лет для того, чтобы подготовиться к этой работе. Подготовка к внедрению РОП в России велась с 2009 года, то есть у бизнеса было больше 10 лет для подготовки к этой работе и выстраиванию системы утилизации упаковки.
«Еще в 2017 году обсуждалось с бизнесом, что в 2021 году самостоятельно компании должны создать мощности по утилизации. Сегодня 2021 год — а мощностей по утилизации все еще нет. Когда мы обсуждали с вами поэтапный ввод норматива, вы просили растянуть его на 10 лет. При этом обещали, что начнете создавать мощности. Но показать выполнение этого условия вы не смогли. Мы не придумали новый норматив, мы только решили принять его после того, как увидели, что ничего не создается. Значит, будем создавать сами», — заявил генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев.
Необходимость введения ответственности за весь выпущенный объем упаковки подчеркнул и заместитель генерального директора Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Денис Кондратьев. По его словам, в Европе с 2023 года также планируется ввести 100% норматив, передает plastinfo.ru.
«Не нужно путать ответственность и выполнение. Ответственность — это когда запустил 100 бутылок, то надо отвечать за 100 бутылок. Если вы заплатили, то вы добросовестный, если вы взяли на себя ответственность выполнить и обратились к утилизатору, оформили с ним акт на эти 100 бутылок, потом отчитались в Росприроднадзор и ППК, вы тоже теперь ответственный. И никакие 200% вам не грозят. Я просто не очень понимаю. Когда утверждалась концепция целый год, по-моему, все про это говорили, почему сейчас эти вопросы звучат мне лично, как сотруднику этой рабочей группы, непонятно», — добавил он.
Как рассказала руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова, ведомство выдало уже свыше 20 тыс. предостережений, чтобы компании выполняли законодательство. Ежегодно собираемость экосбора растет в среднем на 20%: если в 2017 году было собрано 2,5 млрд руб., то в 2020-м — 3,9 млрд, а за первое полугодие 2021 года — уже 4,8 млрд руб.
«Государство сейчас, вчера, позавчера, в этом году в рамках различных федпроектов уже на утилизацию того, что накоплено, направило средства. Вы просто этого не видите. Например, по одному федеральному проекту 13 млрд, 21 млрд по другому. То есть государство платит за это, а мы в этом году 4,8 млрд собрали, не 21 и не 13. То есть государство уже утилизирует авансом! Авансом государство платит за все. Мы за четыре года собрали 10 млрд, а заплатили в этом году 37 млрд. Государство уже на три года вперед всех проавансировало. И еще проавансирует, но это невозможно проводить бесконечно», — подчеркнула Светлана Радионова.
Представители ряда компаний выразили опасения насчет финансовых рисков. Так, при утилизации с привлечением подрядной организации возникает риск невыполнения норматива в 100% утилизации. В таком случае бизнесу придется выплатить дополнительно штраф в размере двойной ставки. Однако гендиректор ППК РЭО Денис Буцаев заверил, что для таких случаев существует система страхования рисков. Более того, согласно законопроекту, будет создана информационная система, которая включает в себя реестр недобросовестных утилизаторов, с которыми компаниям не рекомендуется заключать соглашения.
«РОП в Европе работает с 1991 года. В Европе средний показатель по утилизации больше 60%, а у нас в среднем он не дотягивает до 7%. Белоруссия по пути РОП пошла всего несколько лет тому назад, и там показатель больше 20%. Мы готовы поддерживать создание перерабатывающих производств и вышли с инициативой создать инструментарий долгосрочного инвестиционного цикла, создать отдельную статью государственного бюджета. Если мы создаем проекты длительной переработки, создаем производства, где сроки возврата инвестиций 10 и более лет, для них нужен отдельный пункт поддержки», — отметил Денис Буцаев.
Также бизнес не согласен включать товар в информационную систему. Согласно законопроекту, с 2024 года будет запрещена реализация продукции в магазинах, если информация об упаковке или товаре не внесена в информационную систему. Как пояснили представители ППК РЭО, система создается для организации эффективного администрирования отходов. Производителю необходимо только внести в систему данные об упаковке и ее составе, для того чтобы государство могло просчитать, сколько вторсырья может быть выбрано и появившегося мусора и вовлечь его в оборот.
Заместитель министра природных ресурсов и экологии Дмитрий Тетенькин отметил, что цифровизация необходима и для формирования обоснованных ставок экологического сбора (он уплачиваются, если компания будет не самостоятельно заниматься утилизацией).
«Ставка экосбора должна быть, в соответствии с методикой объективной, экономически-выверенной и покрывающей затраты на обращение с отходом. И также вводится повышающий коэффициент экологичности УОИТ, потенциала рециклинга, срок службы товара и т.д. Наиболее ключевая развилка — при применении экономики замкнутого цикла. Без этого показателя мы даже к экономике замкнутого цикла перейти не можем», — добавил Дмитрий Тетенькин.
Напомним, новая концепция расширенной ответственности производителей утверждена вице-премьером РФ Викторией Абрамченко в декабре 2020 года. Согласно новым правилам, вступающим в силу с 2022 года, предприниматели смогут реализовать ответственность самостоятельно — путем заключения договора с утилизатором или через утилизацию на своих мощностях. В ином случае им нужно будет оплатить экологический сбор.
Счетная палата заявила о слабой связи экоплатежей с экологией
В тоже время экологические сборы плохо выполняют заложенную в них функцию возмещения вреда природе и имеют признаки налогов, считает Счетная палата. Но включать их в Налоговый кодекс не рекомендует, по крайней мере до итогов реформы экосбора. Три экологических неналоговых сбора слабо выполняют функцию компенсации вреда окружающей среде.
К такому выводу пришла Счетная палата в отчете о результатах «Исследования подходов по совершенствованию системы неналоговых экологических платежей в 2017–2019 годах и истекшем периоде 2020 года». Речь идет об экологическом сборе, утилизационном сборе и плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), пишет РБК со ссылкой на документ.
По итогам 2020 года три экологических платежа принесли в бюджет 382,8 млрд руб. С 2017-го их доля в общем объеме неналоговых доходов выросла почти вдвое, до 8% в прошлом году, говорится в отчете Счетной палаты.