Все наблюдают необычный период в истории развития рынка полимеров. Пандемия коронавируса вызвала серию беспрецедентных событий, затрагивающих каждую отрасль. Автомобильный рынок вынужден возвратиться к новой реальности, которая после COVID-19 будет постоянно подстраиваться под новые обстоятельства. Оставаться в курсе тенденций и провести точный анализ сейчас важно как никогда, для того чтобы управлять неопределенностью, меняться и постоянно адаптироваться к новым и меняющимся рыночным условиям.
Экономика вновь открылась после изоляции, спрос на инженерные пластики опередил предложение. Падение спроса на продукты нефтепереработки (например, транспортное топливо) в 2020 году стало причиной снижения производства некоторых компонентов синтеза полимерных материалов.
Все это привело к тому, что многие производственные заводы попали в условия форс-мажора из-за недостатка сырья. В дополнение ко многим незапланированным остановкам, большая часть новых запланированных мощностей была отложена, в то время как плановые остановки технического обслуживания продолжались, что и привело к значительному сокращению поставок.
Мировая нефтехимическая промышленность столкнулась с кризисом поставок, затронувших значительную часть полимерной промышленности. Отрасль уже серьезно пострадала от COVID-19 в 2020 году, и эти недавние проблемы с задержкой импортных грузов и дефицитом инженерных полимеров, резким ростом цен лишь усугубили и без того непростую ситуацию на рынке. Чтобы не допустить закрытия, перерабатывающие предприятия находятся в активном поиске замещающих материалов, и рынок, к счастью, готов их предложить.
Следует также отметить наметившийся дефицит этиленвинилацетата (ЭВА) и полиолефинового эластомера (ПОЭ), широко применяющихся в области производства обувных компаундов и инкапсулированной пленки для солнечных батарей, а также АБС-пластика, полиацеталя (ПОМ), применяемых в автомобилестроении, производстве бытовой техники и строительстве.
Пандемия COVID-19 также привела к дисбалансу местонахождения и нехватке доступных грузовых контейнеров, а ставки фрахта из Восточной Азии в Европу с ноября по январь выросли в 4 раза. В результате импорт полимеров в Европу оказался сильно ограничен. Сроки поставки сырья также могут увеличиться из-за последствий блокировки Суэцкого канала.
Кризис свободных контейнеров может сохраниться до лета. Рост объемов поставок, начавшийся в конце лета прошлого года, продолжился, поскольку ритейлеры и производители пытаются пополнить запасы товаров, израсходованные в начале пандемии COVID-19. Любой импорт, направленный в Европу, может столкнуться с дальнейшими задержками в портах после блокировки Суэцкого канала. Ожидается, что это приведет к увеличению времени ожидания в европейских портах после возобновления движения через канал.
Компания «ЮСИДЖИ» (UCG, г. Москва) как крупнейший российский дистрибьютор полимеров сделала прогноз активности местного рынка и оценила его перспективы в апреле, а также рассказала о тенденциях развития нефтехимической промышленности в Европе и Азии, что должно помочь сориентироваться в условиях высокой волатильности рынка, говорится в пресс-релизе компании.
Исходные мономеры
Стирол
В Азии цены на стирол возобновили рост на фоне роста спроса на мономер, что расценивается со стороны производителей как хороший знак на среднесрочную перспективу. Рост цен поддерживает падение стоков стирола в Китае. Отмечается, что фактический спрос еще не отразился на рынке, поскольку покупатели избегают пополнения запасов и ожидают более стабильных цен. В Европе наблюдается нехватка стирола, так как поступление новых партий импорта из Азии и США ожидается не ранее конца апреля, причем азиатские грузы могут задержаться из-за аварии в Суэцком канале.
Пропилен
В Европе цены на пропилен растут из-за высокого спроса на сырье на фоне приближающегося сезона профилактик. Ожидается, что сильный спрос продолжит поддерживать цены на пропилен и в апреле. В Азии цены падают вслед за падением цен на ПП В Китае, а также снижением цен на сырую нефть. В марте новые мощности по производству ПП запустили Hanwha Total в Даесане и SK Advanced materials в Ульсане. Общая проектная мощность этих производственных площадок составит 800 тыс. т.
Бутадиен
В Азии спотовые цены на бутадиен незначительно снизились на прошлой неделе, так как в регионе наблюдается перепроизводство материала. Однако начинающийся в апреле сезон профилактик может изменить эту тенденцию. В апреле на срок от 20 до 45 дней остановятся Fushun Petrochemical, Sinopec Maoming и Sinopec Zhenhai.
В Европе цены растут, так как производители сфокусировались на экспорте бутадиена в США, где наблюдается очень высокий спрос и резкий рост цен. Кроме этого, в регионе отмечается высокая потребность в сегменте стирол-бутадиенового каучука. Производство бутадиена в Американском заливе остается сниженным, несмотря на постепенное восстановление мощностей.
Акрилонитрил
Цены на акрилонитрил в Юго-Восточной Азии достигли нового максимума с августа 2017 года на прошлой неделе, на фоне более высокого спроса со стороны конечных потребителей в регионе, а также отсутствия американских и европейских предложений, поступающих в Азию. Поставки акрилонитрила в США и Европу ограничены с прошлого месяца из-за форс-мажоров, объявленных Cornerstone и Ineos соответственно.
Некоторые производители акрилового волокна в Европейском союзе обанкротились, поскольку не смогли позволить себе приобрести производственное сырье. На рынке наблюдается некоторое сопротивление покупке грузов с высокой стоимостью. В Европе цены также растут на фоне сохранения дефицита предложения.
Полиолефины
Полипропилен (ПП)
Китайские покупатели полипропилена продолжают проявлять сдержанность в отношении немедленного пополнения запасов. В целом настроения на рынке остаются стабильными и оцениваются позитивно. Внутренние цены на марки ПП для производства рафии в Китае упали на фоне слабого спроса. Перспективы рынка в среднесрочной перспективе неоднозначны, а пополнение запасов для конечных пользователей — это скорее вопрос времени, поскольку спрос на ПП традиционно улучшится во втором квартале 2021 года.
Покупатели в Азии обеспокоены задержкой некоторых поставок, особенно из Китая, из-за отсутствия контейнеров. Даже с учетом ожидаемого запаздывания, покупатели надеются на достаточные запасы ПП, которые позволят сбалансировать рынок в апреле и мае.
Европейский рынок полипропилена вырос за неделю на фоне высокой покупательной активности и ограниченной доступности ПП в Европе.
Спрос на ПП для применения в сегменте пищевой упаковки остается довольно высоким, что приводит к нехватке марок, используемых для производства БОПП-пленок. Спрос со стороны экспортных направлений в Южной Америке смягчился, поскольку некоторые подразделения ПП в США увеличили производственные мощности после экстремальных погодных условий на побережье Мексиканского залива США, повысив предложение в регионе. Постоянный рост цен на рынке первичного ПП оказал поддержку ценам на вторичный ПП, цена на которые также выросла из-за высокого спроса.
Линейный полиэтилен низкой плотности (ЛПЭНП)
Азиатские цены на ЛПЭНП стабильны на фоне более низких цен на сырую нефть. Майские фьючерсы на нефть марки Brent упали на 6,77 долл. за баррель 24 марта. Покупатели в Азии воздерживаются от новых покупок до закрытия финансового года. На фоне дефицита предложения и предстоящего технического обслуживания заводов некоторых производителей рыночные настроения на азиатском рынке становятся напряженными.
Европейские спотовые цены ЛПЭВД показывают рост в связи с ограниченным предложением, при этом производители уже готовы объявить апрельские цены. Материал на следующий месяц распродан уже со второй недели марта, в ожидании ограничения экспортных поставок американского ЛПЭНП после запуска объектов на побережье Мексиканского залива США после февральской заморозки.
Потребители в Европе очень обеспокоены высоким уровнем цен, т.к. еще до конца неясно, что произойдет, как только транспорт с контейнерами и крупным экспортом начнет возвращаться. Многие игроки европейского рынка предпочитают сейчас занимать выжидательную позицию.
Полиэтилен высокой плотности (ПЭВП)
Азиатские цены на пленку из ПЭВП были в основном стабильными на фоне более низких цен на сырую нефть. Большинство нефтехимических заводов побережья Мексиканского залива США, которые были закрыты, когда устойчивые минусовые температуры ударили по региону в середине февраля, возобновили работу или ожидают перезапуска в начале апреля.
Несмотря на то что проблема дефицита предложения в регионе сохранялась, слабый спрос в значительной степени препятствовал росту цен. Покупатели в регионе воздерживались от новых покупок до начала нового финансового года. Ожидается, что спрос на ПЭВП в апреле вернется, а цена в краткосрочной перспективе будет расти.
Европейские спотовые цены на ПЭВП поднялись на фоне постоянного спроса, ограниченного предложения и еще более ограниченного экспорта.
Напряженность на европейском рынке достигнет своего пика в апреле, после чего в мае ожидается стабилизация ситуации на рынке. Экспорт из США в Европу возобновится после перезапуска объектов на побережье Мексиканского залива, что приведет к падению завышенных цен на ПЭВП. Импорта ПЭВП в Европу до мая не ожидается. Как в Европе, так и в Азии цены на этилен растут на фоне роста спроса и ожидающейся нехватки мономера в мае.
Инженерные полимеры
Дефицит на рынке инженерных полимеров позволил отпускным ценам выйти из-под контроля. Рынки конструкционных пластмасс, особенно это касается полибутилентерефталата (ПБТ) и полиамида-66 (ПА), стали близки к катастрофе в марте, когда покупатели уже начали соглашаться на еще больший рост цен, чем мы могли наблюдать в феврале. В то время как спрос растет, а поставки задерживаются, рынки инженерных полимеров приблизились к пессимистичному сценарию. Напомним, что острый дефицит ПА-66 вызван острой нехваткой адипиновой кислоты, необходимой для синтеза полиамида-66.
К стабильным поставкам ПА-66 мы можем вернуться уже в конце мая, однако общая нехватка материала еще долго будет ощущаться. На данный момент переработчики по возможности используют полимеры и компаунды, способные заменить полиамид-66 в ряде областей применения.
АБС-пластик
Цены на акрилонитрилбутадиенстирол снова пошли вверх 29 марта после незначительного снижения на прошлой неделе, отражая тенденцию роста цен на стирол. Такая ситуация является следствием острой нехватки АБС в предыдущие периоды. Сырье сильно подорожало с середины февраля 2021 года, что, безусловно, отрицательно отразилось на уровне прибыли переработчиков.
Производители АБС не снижают цены в следствии низких запасов и высокого спроса на полимер. Сейчас на рынке возникла некоторая неопределенность, которая связана прежде всего с выжидательной позицией потребителей на фоне падения спроса в сегменте автопромышленности, что обусловлено дефицитом полупроводниковых чипов.
Напомним, что производители автомобилей и бытовой электроники резко сократили заказы на производство чипов в первые дни вспышки COVID-19 в прошлом году. Сейчас они пытаются возобновить свои заказы, но тщетно, поскольку производственные мощности большинства ведущих производителей заняты изготовлением продукции для таких гигантов, как Apple.
Производители АБС разделились на две группы: одни повышают цены, другие держат их на прежнем уровне, предполагая, что тенденция к снижению продлится недолго. Покупатели избегают делать запасы на фоне нисходящей тенденции, хотя фактический спрос на бытовую технику остается высоким и, как ожидается, сохранится по крайней мере до середины года. В этих условиях ожидается, что цены на АБС останутся на прежнем уровне или станут выше в апреле на фоне дефицита сырья.
В Европе спотовые цены на АБС достигли рекордных максимумов. Основной причиной является нехватка материала и сокращение наработки АБС у европейских производителей. При этом европейские производители изо всех сил пытаются заполнить пробел, оставшийся после сокращения объемов импорта на фоне производственных проблем и нехватки сырья. Трейдеры предупреждают, что ухудшающаяся картина COVID-19 в континентальной Европе может оказать сопротивление росту цен. Завод Ineos в Германии по-прежнему закрыт из-за объявленного в феврале форс-мажора. Импорт в Европу продолжает страдать из-за высоких тарифов на фрахт и задержек, связанных с инцидентом в Суэцком канале.