Региональная организация производства
Промышленные предприятия, производящие поливинилхлорид, сосредоточены в Поволжском (3 продуцента) и Восточно-Сибирском (2 продуцента) регионах. В Уральском, Волго-Вятском и Центральном районах расположено по одному предприятию, специализирующемуся на выпуске данного продукта.Однако вклад регионов в общий объем производства определяется не только количеством продуцентов, но и их мощностями. По итогам 2000 г. 38,8% объема производства поливинилхлорида было сосредоточено в Восточно-Сибирском регионе, 28,1% – в Уральском. Около 20,3% отечественного поливинилхлорида было выпущено в Поволжском районе, в то время как на Волго-Вятский и Центральный пришлось суммарно12,8% от общероссийского объема производства.
Российский рынок в 1998-2000 г.
За период с 1998 по 2000 г емкость внутреннего рынка возросла на 37,3% при сохранении позиций отечественных производителей на рынках внешних.
Статистические данные, характеризующие российский рынок поливинилхлорида, приведены в табл.1.
Таблица 1
Показатель | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Производство, тыс. т | 296,6 | 419,4 | 479,9 |
Экспорт, тыс. т | 185,1 | 261,6 | 252,4 |
Импорт, тыс. т | 9,5 | 8,4 | 18,1 |
Внутренний рынок, тыс. т | 121,0 | 166,2 | 235,6 |
Доля экспорта в производстве, % | 62,4 | 62,4 | 54,7 |
Доля импорта во внутреннем рынке, % | 7,8 | 5,1 | 7,7 |
Следует отметить снижение доли экспорта продукта в 2000 г. при увеличении импорта в 2 раза по сравнению с предшествующим годом.
Структура потребления поливинилхлорида в России
Спрос российского рынка в целом нестабилен, так как зависит от экономического состояния потребляющих отраслей.
В 2000 г увеличился спрос на поливинилхлорид со стороны отечественных производителей изделий из ПВХ, особенно пластикатов (кабельного и обувного), линолеума, пленок и труб. Найдены новые области применения поливинилхлорида в строительстве: изготовление окон, дверей, плинтусов, профильно-погонажных изделий (например, вагонки и т.д.). Отмечается тенденция к перемещению основной конкуренции на внутреннем рынке из сферы производства в сферу потребления продукта.
Статистические данные, характеризующие структуру потребления поливинилхлорида на отечественном рынке в 2000 г., представлены в табл. 2.
Таблица 2
Сфера потребления | % |
Всего | 100 |
Линолеум | 31,0 |
Пластикаты | 29,8 |
Пленки | 17,8 |
Изделия для строительства | 5,8 |
Тара и упаковка | 5,3 |
Кожи искусственные | 1,9 |
Мебель | 1,7 |
Трубы и детали трубопроводов | 1,3 |
Дисперсии ПВХ (пластизоли) | 1,2 |
Изделия для медицины | 1,1 |
Листы | 0,9 |
Изделия резинотехнические формовые | 0,8 |
Перхлорвиниловая смола | 0,8 |
Товары народного потребления | 0,3 |
Лаки и краски | 0,2 |
Товары для легкой промышленности | 0,1 |
Cамый крупный сегмент потребления образует производство линолеума и пластикатов. В последние годы на фоне общего спада инвестиционной активности в стране и сокращения объемов жилищного строительства производство линолеума постоянно снижалось. В 1997-1998 гг. в России выпускался 41 млн. кв.м линолеума в год (при мощностях, позволяющих производить 141,7 млн. кв.м ), в 1999 г. объем выпуска возрос до 60,8 млн. кв.м, а в 2000 г. составил около 68 млн. кв.м, что оценочно увеличило спрос на поливинилхлорид в этом секторе в 1,2 раза.
Спрос внутреннего рынка на пластикаты практически полностью удовлетворяется за счет отечественного производства.
Поливинилхлорид широко используется также для производства технических, пищевых, декоративных и иных видов пленок. Их выпуск в 1998 г. составил 31,3 тыс. т (при возможных 120,5 тыс. т. в год), в 1999 г. – 36,6 тыс.т, а в 2000 г. - 42,7 тыс.т.
Несмотря на увеличение в последние два года выпуска отечественного поливинилхлорида, доля России в мировом производстве остается низкой (менее 2%). Среднедушевое потребление поливинилхлорида также существенно ниже аналогичных показателей других стран
Цены внутреннего и внешнего рынка
Среднегодовые цены на поливинилхлорид за период 1998-2000 гг. представлены в табл. 3.Таблица 3
Цена | Единица измерения | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Внутренняя | Долл./т | 576,5 | 362,3 | 543,8 |
Экспортная | Долл./т | 514,7 | 459,0 | 636,6 |
Импортная | Долл./т | 1029,1 | 1030,3 | 904,7 |
В 1998 г. средняя внутренняя цена была выше цены экспорта на 12%, а в 1999 г. – уже на 26,7%, ниже, что усилило экспортную ориентированность производителей. В 2000 г. средняя внутренняя цена была ниже экспортной на 17%, что способствовало дальнейшему росту экспорта.
Усредненная цена импорта в 2000 г. снизилась по сравнению с 1999 г. на 12,2%. Это привело к повышению доли импорта на внутреннем рынке с 5.1 % в 1999 г. до 7,7% в 2000г.