Поливинилхлорид на российском рынке крупнотоннажных полимеров занимает второе место после полиэтилена. Его выпуск в 2000 г. составил 18,7% от общего выпуска пластмасс и синтетических смол.

Региональная организация производства

Промышленные предприятия, производящие поливинилхлорид, сосредоточены в Поволжском (3 продуцента) и Восточно-Сибирском (2 продуцента) регионах. В Уральском, Волго-Вятском и Центральном районах расположено по одному предприятию, специализирующемуся на выпуске данного продукта.

Однако вклад регионов в общий объем производства определяется не только количеством продуцентов, но и их мощностями. По итогам 2000 г. 38,8% объема производства поливинилхлорида было сосредоточено в Восточно-Сибирском регионе, 28,1% – в Уральском. Около 20,3% отечественного поливинилхлорида было выпущено в Поволжском районе, в то время как на Волго-Вятский и Центральный пришлось суммарно12,8% от общероссийского объема производства.

Российский рынок в 1998-2000 г.

За период с 1998 по 2000 г емкость внутреннего рынка возросла на 37,3% при сохранении позиций отечественных производителей на рынках внешних.

Статистические данные, характеризующие российский рынок поливинилхлорида, приведены в табл.1.

Таблица 1

Показатель 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Производство, тыс. т 296,6 419,4 479,9
Экспорт, тыс. т 185,1 261,6 252,4
Импорт, тыс. т 9,5 8,4 18,1
Внутренний рынок, тыс. т 121,0 166,2 235,6
Доля экспорта в производстве, % 62,4 62,4 54,7
Доля импорта во внутреннем рынке, % 7,8 5,1 7,7

Следует отметить снижение доли экспорта продукта в 2000 г. при увеличении импорта в 2 раза по сравнению с предшествующим годом.

Структура потребления поливинилхлорида в России

Спрос российского рынка в целом нестабилен, так как зависит от экономического состояния потребляющих отраслей.

В 2000 г увеличился спрос на поливинилхлорид со стороны отечественных производителей изделий из ПВХ, особенно пластикатов (кабельного и обувного), линолеума, пленок и труб. Найдены новые области применения поливинилхлорида в строительстве: изготовление окон, дверей, плинтусов, профильно-погонажных изделий (например, вагонки и т.д.). Отмечается тенденция к перемещению основной конкуренции на внутреннем рынке из сферы производства в сферу потребления продукта.

Статистические данные, характеризующие структуру потребления поливинилхлорида на отечественном рынке в 2000 г., представлены в табл. 2.

Таблица 2

Сфера потребления %
Всего 100
Линолеум 31,0
Пластикаты 29,8
Пленки 17,8
Изделия для строительства 5,8
Тара и упаковка 5,3
Кожи искусственные 1,9
Мебель 1,7
Трубы и детали трубопроводов 1,3
Дисперсии ПВХ (пластизоли) 1,2
Изделия для медицины 1,1
Листы 0,9
Изделия резинотехнические формовые 0,8
Перхлорвиниловая смола 0,8
Товары народного потребления 0,3
Лаки и краски 0,2
Товары для легкой промышленности 0,1

Cамый крупный сегмент потребления образует производство линолеума и пластикатов. В последние годы на фоне общего спада инвестиционной активности в стране и сокращения объемов жилищного строительства производство линолеума постоянно снижалось. В 1997-1998 гг. в России выпускался 41 млн. кв.м линолеума в год (при мощностях, позволяющих производить 141,7 млн. кв.м ), в 1999 г. объем выпуска возрос до 60,8 млн. кв.м, а в 2000 г. составил около 68 млн. кв.м, что оценочно увеличило спрос на поливинилхлорид в этом секторе в 1,2 раза.

Спрос внутреннего рынка на пластикаты практически полностью удовлетворяется за счет отечественного производства.

Поливинилхлорид широко используется также для производства технических, пищевых, декоративных и иных видов пленок. Их выпуск в 1998 г. составил 31,3 тыс. т (при возможных 120,5 тыс. т. в год), в 1999 г. – 36,6 тыс.т, а в 2000 г. - 42,7 тыс.т.

Несмотря на увеличение в последние два года выпуска отечественного поливинилхлорида, доля России в мировом производстве остается низкой (менее 2%). Среднедушевое потребление поливинилхлорида также существенно ниже аналогичных показателей других стран

Цены внутреннего и внешнего рынка

Среднегодовые цены на поливинилхлорид за период 1998-2000 гг. представлены в табл. 3.

Таблица 3

Цена Единица измерения 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Внутренняя Долл./т 576,5 362,3 543,8
Экспортная Долл./т 514,7 459,0 636,6
Импортная Долл./т 1029,1 1030,3 904,7

В 1998 г. средняя внутренняя цена была выше цены экспорта на 12%, а в 1999 г. – уже на 26,7%, ниже, что усилило экспортную ориентированность производителей. В 2000 г. средняя внутренняя цена была ниже экспортной на 17%, что способствовало дальнейшему росту экспорта.

Усредненная цена импорта в 2000 г. снизилась по сравнению с 1999 г. на 12,2%. Это привело к повышению доли импорта на внутреннем рынке с 5.1 % в 1999 г. до 7,7% в 2000г.