Высокий спрос дорожных строителей на низкосортные битумы сохраняется. Возможно ли повысить качество дорог за счет введения новых стандартов на битумные материалы? Будут ли российские НПЗ инвестировать в модернизацию пока слаборентабельных битумных производств, получая более высокую маржу от продажи светлых нефтепродуктов?

Международная конференция «Битумы 2013», организованная компанией «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» с целью объединить усилия государства и бизнеса для эффективного развития автодорожной сети России, прошла 19 ноября в Москве. Партнерами мероприятия стали биохимический холдинг «Оргхим» и компания «Коррус-техникс». Пути решения главных проблем отрасли искали представители всех заинтересованных сторон: профильных министерств, нефтеперерабатывающих холдингов, производителей и поставщиков битумов и специальных добавок, научно-исследовательских институтов.

С приветственной речью к участникам конференции обратился глава «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Фарес Кильзие. В первую очередь он выразил соболезнования представителям Татарстана в связи с произошедшей недавно трагедией - крушением самолета в г. Казань.

В 2012г. прошло первое мероприятие «КРЕОН ЭНЕРДЖИ», посвященное битумам, на котором было озвучено множество интересных идей. Г-н Кильзие выразил надежду, что предстоящая встреча станет логическим продолжением уже завязавшегося разговора. Нефтяные компании заявляли о готовности производить битумы с различными характеристиками, однако модифицированные битумы с полимерными добавками на рынке не пользуются высоким спросом. «Пока в России будут царствовать компании-подрядчики, которые хотят выполнить работы за минимальную цену, а финансирования будет хватать не на всех, потребление битумов будет низким и с преобладанием продукции плохого качества, - привел слова одного из участников прошлогоднего мероприятия г-н Кильзие, - основная проблема лежит именно в этой плоскости. Найти ключи к ее решению – одна из центральных задач нашего мероприятия».

В настоящее время глобальный рынок битумов претерпевает серьезные изменения. Общий объем потребления битумов в мире в 2012г. сократился относительно предыдущего года, составив 95,5 млн т. Такие данные привел в своем докладе директор департамента углеводородного сырья «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Анастас Гатунок. Кардинальным образом смещается региональный спрос на битумы. В 2012г. Азия опередила Америку, став крупнейшим потребителем битумов, Европа опустилась на третье место. В целом европейский рынок битумов последние три года стагнирует не только из-за ухудшения общеэкономической ситуации, а также по причине эволюции методов производства асфальтобетонных смесей и нанесения дорожных покрытий.

На протяжении трех лет во всех основных регионах мира наблюдался существенный рост цен на битумы. Так, европейские НПЗ, перерабатывающие российскую нефть, испытывали затруднения с поставками сырья и закупали его по цене легкой нефти. Это привело к повышению цен на битумы, и можно прогнозировать, что в следующие три-пять лет данная тенденция продолжится.

Согласно приведенным аналитиком прогнозам, мировой спрос на битумы к 2015г. составит порядка 105 млн т, к 2018г. достигнет 112 млн т, а к 2020г. превысит 120 млн т. Рост рынка будет стимулировать в основном Азиатско-Тихоокеанский регион, в частности Китай и Индия, а также Северная Америка. Помимо этого, высокорастущий потенциал по потреблению данного продукта демонстрируют страны Африки.

В России в период с 2009 по 2012гг. наблюдался значительный рост как производства, так и внутреннего потребления битумов, который, прежде всего, был обусловлен инфраструктурными мегапроектами в Сочи и на Дальнем Востоке. Однако после многолетнего роста рынок битумов в настоящее время находится на грани стагнации – прогнозируемый объём производства за 2013г. будет ниже показателей предыдущих двух лет.

РФ находится на лидирующих позициях в мире по совокупной мощности битумных производств, которые на конец 2012г. составили около 10 млн т. В числе основных производителей «Роснефть», «Газпром нефть» и «ЛУКойл». В сумме на три компании приходится почти две трети общего объёма производства битумов в стране. В 2013г. экспортные поставки битумов достигли 15% от общего объема продукции, превысив показатели предыдущих трех лет. Основными направлениями являются Казахстан (58%), Украина (13%) и Монголия (10%), только 6% приходится на европейские страны, экспорт в государства АТР отсутствует. Однако намеченный на конец ноября запуск производства на казахском «Актауском битумном заводе» может существенно повлиять на структуру российского экспорта.

В заключение своего выступления г-н Гатунок отметил, что в 2012г. в России после строительства и реконструкции введено в эксплуатацию 266,4 км федеральных автомобильных дорог, а также проведено более 20 тыс. процедур размещения госзаказа на дальнейшие дорожные работы. Он также добавил, что для снижения затрат на строительство и последующий ремонт дорог необходим переход на использование модифицированных битумов, позволяющих увеличить срок службы дорожного полотна.

Отвечая на вопросы аудитопбрии, эксперт высказал мнение, что проводимая государством политика повышения глубины переработки, а также ожидаемый ввод 100% пошлины на темные нефтепродукты, уже привели к некоторому переизбытку светлых дистиллятов и никоим образом не стимулируют развитие битумного производства. Существующие мощности по выпуску битума загружены на 50% и будут продолжать снижаться, полагает г-н Гатунок.

О нормировании технических характеристик битумов и ПБВ (полимерно-битумных вяжущих) для дорожного строительства рассказал генеральный директор ФГПУ «РосДорНИИ» Константин Могильный. В конце 2012г. завершена разработка предварительных национальных стандартов на дорожные битумы (ПНСТ). Постепенное внедрение новых требований рассчитано на три года. За это время основная задача – определить эффективность нормативов и выяснить на практике возможности производителей по выпуску соответствующей стандартам продукции.

Под стандарты на сами битумы необходимо синхронизировать нормативную базу по качеству асфальтобетонных смесей и готовых дорожных одежд после укладки. Работу в этом важнейшем направлении «Росавтодор» уже ведет. Проблемой сегодняшнего дня является изменение проектного качества битума в готовых покрытиях после укладки. Другими словами, свойства базовых битумов меняются в процессе неграмотной логистики продукта и переработки на асфальтобетонных заводах. Необходимы правила общения между НПЗ и потребителем, устанавливающие условия хранения, транспортировки, смешения, температур использования битумов, технологические допуски к готовым покрытиям, спецификации конкретных объектов и т.д. Комплексный подход позволит обеспечить высокое качество дорог. Как такая система успешно функционирует, можно наблюдать на примере Австралии.

Еще одним сложным процессом является гармонизация стандартов в рамках Таможенного союза. Возможно, единый межгосударственный стандарт объединит в себе требования трех стран с привязкой по применению отдельных нормативов к государственной принадлежности автодорожных сетей, считает эксперт.

Поскольку в России строительство дорог и деятельность нефтеперерабатывающих компаний курируют разные ведомства (Минтранс и Минэнерго соответственно), у участников конференции возник вопрос, насколько скоординированы действия министерств, и каким образом планы по модернизации НПЗ увязываются с потребностями дорожного строительства. По словам г-на Могильного, материальный баланс по битумам отсутствует и не увязан с планом строительства дорог. Однако в случае уменьшения выпуска битумов эксперт особых проблем не видит: падающие цены на цемент позволят создавать цементно-бетонные дороги. Помимо этого, есть и другие альтернативные решения, например применение дисперсных отходов и неорганических вяжущих в дорожном строительстве и т.д.

В свою очередь главный специалист-эксперт Министерства транспорта РФ Георгий Гончаров отметил, что взаимодействие на уровне регулярных встреч на совещаниях в Минэнерго идет. Также, в частности, ведется работа по прогнозным объемам битумов. Итоговые данные будут направлены в Министерство энергетики РФ.

О возможностях применения природных битумов рассказал Рифхат Сахабутдинов, первый заместитель директора «ТатНИПИнефть» компании «Татнефть». Он поделился опытом Республики Татарстан по освоению применения сверхвязкой нефти (СВН). Мировые запасы тяжелых нефтей и природных битумов составляют 750 млрд т, из них на РФ приходится 20 млрд т. В структуре российских ресурсов 450 залежей (около 7 млрд т) расположены на территории Татарстана. Деятельность «Татнефти» затрагивает Ашальчинское и Мордово-Кармальское месторождения. Добыча сверхвязких нефтей обходится дорого, и она достаточно долго не развивалась по причине экономической неэффективности. Однако принятие налоговых льгот по добыче тяжелых нефтей и введение стимулирующей экспортной пошлины в размере 10% от пошлины на нефть позволили успешно запустить и развивать проект. Среди возможных направлений использования СВН - компаундирование с нефтью. Нефть готовится до товарной кондиции и сдается в систему «Транснефть». Однако, по словам г-на Сахабутдинова, со стороны «Транснефти» периодически поступают претензии на вязкость готового продукта, что также стимулирует компанию искать альтернативные способы переработки. Переработка СВН в синтетическую нефть и топливо показали недостаточную эффективность в данном регионе, поскольку природные запасы характеризуются небольшими удельными объемами на отдельное месторождение, в сравнении, например, с Канадой, где за счет больших объемов выработка синтоплива высокомаржинальна. Наиболее перспективное направление в имеющихся условиях – получение битумных материалов широкого ассортимента. Несомненно, процессы производства требуют дальнейших исследований. Проявленная заинтересованность со стороны потребителей могла бы значительно ускорить выпуск качественных битумов из СВН. На сегодняшний день «Татнефть» вышла на добычу 500 т в сутки, через два года планируется 300 тыс. т в год. Оптимальной поддержкой было бы обеспечение заявленных объемов гарантированным сбытом, подчеркнул эксперт. При благоприятных условиях со стороны государства к 2022г. возможно достичь годового показателя в 700-800 тыс. т., также добавил он.

Руководитель проекта «Развитие лесохимии» ТД «Оргхим» Илья Ильичев представил современную эффективную адгезионную добавку в битумы и ПБВ под торговым названием «Афтисотдор», используемую в качестве вяжущего для щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей, а также как связующее звено при изготовлении «Холодного асфальта» (укладка при отрицательных температурах). Данная добавка на основе карбоновых кислот растительного происхождения является экологически безопасным продуктом, производимым из возобновляемых природных ресурсов. Введение «Афтисотдор» обеспечивает повышенную прочность, трещиностойкость, теплостойкость, сдвигоустойчивость и водо- и морозоустойчивасть асфальтобетонных покрытий, а также позволяет достичь лучшего качества дорожных покрытий при использовании строительных материалов с неоптимальными параметрами. Добавка совместима с термоэластопластами различного производства. ТД «Оргхим» получены положительные заключения от сертифицированных российских и иностранных испытательных лабораторий об улучшении свойств дорожных битумов при ее применении. «Афтисотдор» успешно использовалась при строительстве дорог в Нижегородской, Рязанской, Новосибирской, Кемеровской областях.

В рамках круглого стола наиболее горячее обсуждение вызвали перспективы применения ПНСТ и состояние рынка темных нефтепродуктов в России. По словам Елены Собченко, руководителя направления по взаимодействию с дорожными организациями «Газпром нефть», компания ПНСТ поддерживает, также как и повышение качества битумов. Основной интерес эксперт проявила к разрабатываемому в рамках предварительных стандартов новому ГОСТу на битумы, который должен появиться в будущем году, однако каким он будет, участникам рынка пока неясно. Станислав Мамулат, заместитель генерального директора ФГУП «РосДорНИИ», высказал мнение, что новый ГОСТ, учитывая состав его разработчиков, будет идеологически близок к ПНСТ и во многом будет определять ориентиры программ модернизации НПЗ.

Генеральный директор «ИнфоТЭК-Консалт» Тамара Канделаки подчеркнула крайне высокую важность битума, также как кокса и смазочных масел для программы реконструкции НПЗ. По ее мнению, решение о введении с 2015г. 100%-ной пошлины на темные нефтепродукты является принципиально неверным. Однако, полагает эксперт, оно может быть отменено, хотя бы потому, что технологические продукты переработки мазута являются необходимым звеном производственной цепочки и позволяют некоторым предприятиям оставаться рентабельными. При общей неблагоприятной экономической ситуации в стране сроки модернизации и так могут быть сдвинуты на фоне падения внутреннего потребления.

Руководитель проектного офиса «Института нефтехимпереработки Республики Башкортостан»Тимур Ризванов подчеркнул необходимость классифицировать битумы, учитывая температурные и прочие условия конкретного региона. В помощь отечественным специалистам имеется международный опыт, в частности американская система «Суперпейв», основанная на классификации битумов с учетом максимальных и минимальных температур эксплуатации дороги плюс стабильности свойств самих битумов. В Башкирии начата разработка регионального стандарта на битумы с учетом специфики климата и дорожных условий. Однако применение оптимального битумного материала дает несоответствующий существующему ГОСТу асфальтобетон. Отсутствие синхронизации ГОСТов на битумы и асфальтобетон не дает возможности строить хорошие дороги, полагает эксперт.

Г-н Мамулат отметил, что «РосДорНИИ» понимает важность создания региональных нормативов, поскольку на региональную дорожную сеть приходится около трех четвертей рынка битумов. «Суперпейв» проходит апробирование в Северо-Западном регионе при испытании и спецификации свойств битумных вяжущих для асфальтобетонных смесей. К сожалению, это не касается асфальтобетона и методики расчета, что как минимум, приведет к невозможности сделать правильные выводы по итогам экспериментального применения.

Начальник производства нефтебитумов «Хабаровского НПЗ» Юрий Гречко сообщил, что на предприятии мощность производственной установки превышает выпуск битумов в 3-4 раза по причине отсутствия сбыта, несмотря на высокое качество продукта. Александр Епифанов, начальник участка по затариванию и отгрузке товарной продукции «Кинеф», добавил, что на их предприятии наблюдается аналогичная ситуация. В основном завод ориентирован на выпуск светлых нефтепродуктов и отгрузку мазута. Пока компании работают в основном по действующему ГОСТу.

Представители крупных ВИНКов подтвердили, что их компании при производстве битумов уже ориентируются на параметры ПНСТ. Так, по словам заместителя начальника «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» Алексея Родионова, на заводах разработана соответствующая рецептура и по мере поступления заказов продукция поступит в промышленное производство. Г-жа Собченко сообщила, что «Газпром нефть» с июля на Московском НПЗ уже выпускает битумы по ПНСТ и отгружает их потребителям. На остальных заводах процесс будет запущен с 2014г.

Начальник ИЛ ЦЗЛ Дмитрий Борисанов рассказал, что «Славнефть-ЯНОС» в настоящее время готовится к организации производства дорожных битумов по предварительному стандарту ПНСТ 1-2012. Однако риски производства данной продукции из-за высоких параметров по качеству превышают риски по производству светлых продуктов: получаемая некондиция снижает маржинальность процесса. В своем докладе г-н Борисанов продолжил, что введенный в апреле 2013г. ПНСТ 1-2012 ужесточает требования практически по всем показателям (в том числе низкотемпературным и термоокислительным) по сравнению как с разработанными в «Славнефть-ЯНОС» стандартами организации на БДУ, так и с европейскими нормами, заложенными в стандарте EН 12591 «Битумы и битумные вяжущие». По его мнению, требования к качеству настолько ужесточены, что встает вопрос о возможности выпуска соответствующих им битумов. Другими словами, нормы предварительного стандарта завышены, и указывают на желание разработчиков нивелировать отклонения при укладке за счет качества битумов.  В настоящее время на заводах компании производятся как улучшенные битумы, так и материалы по ГОСТу. По словам докладчика, при сбыте гостовская продукция составляет полноценную конкуренцию улучшенным битумам.

Относительно перспектив производства российского битума эксперт полагает, что продавать темные нефтепродукты на экспорт будет невыгодно из-за высокой пошлины. Поэтому будут строиться установки по переработке тяжелых остатков в светлые фракции. В настоящих условиях выпуск топлив более маржинален. Если цены на битумы будут сопоставимы со стоимостью топлива, то у предприятий появится экономический стимул для производства этого продукта.

Далее руководитель группы масел исследовательского отдела «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» Наталья Мокрецова презентовала производимые на заводах компании битумы. Кроме того, среди перспективных направлений модернизации она отметила внедрение современных технологий производства битумных материалов, в том числе технологии производства дорожного битума «Битурокс» компании «Porner», модернизацию технологических схем и повышение экологичности производства.

Менеджер управления продуктом компании «Сибур» Алексей Копылов рассказал о подписанном с ГК «Автодор» соглашении, охватывающим широкий круг вопросов для совместной работы. В их числе, разработка новых полимеров, контроль качества полимеров и ПБВ, совместная изыскательская работа по улучшению качества полимеров и полимерно-битумных вяжущих, применение геосинтетических материалов и многое другое.

Генеральный директор «Петро-Хим технологии» Роман Непомящий выступил с докладом о направленной модификации битума. Он рассказал о разработанном на предприятии комплексно-модифицированном ПБВ «Полигум», который обладает уникально высокими значениями эластичности, температуры размягчения, низкой температурой хрупкости. Такие свойства позволяют значительно улучшить эксплуатационные характеристики полимерасфальтобетона и получить дорожное покрытие без колееобразования и трещин. Среди выполненных с применением «Полигум» проектов - асфальтобетонное покрытие на мосту Русский через пролив Восточный Босфор, проложенное во Владивостоке в 2012г. к проведению саммита АТЭС.

Известно, что Россия находится на втором месте мирового рейтинга по мощности битумных производств. Несмотря на потенциал, применение высококачественных битумов при укладке дорожного полотна ничтожно мало. Разработчики технологий готовы предложить решения для выпуска битумов с первоклассными показателями, а нефтепереработка - обеспечить дорожную отрасль модифицированной продукцией. Однако пока крупные компании с высокотехнологичным оборудованием вынуждены работать лишь субсубподрядчиками. Другими словами, утеряна прямая связь между заказчиком в лице Минтранса и конечным исполнителем - дорожно-строительными организациями, что негативно сказывается на качестве дорожного покрытия. Процесс проведения тендеров и выбора подрядчиков должен быть кардинальным образом пересмотрен, отметил по итогам конференции г-н Кильзие. С другой стороны, добавил он, исключение битумов из категории темных нефтепродуктов при расчете экспортной пошлины будет экономически стимулировать нефтяные компании к выпуску битумов высокого качества.