промышленность ленинградской области

В Ленинградской области продолжается работа по привлечению инвесторов и совершенствованию системы взаимоотношений с бизнесом. Регион делает ставку на инвесторов среднего звена, которым необходим конструктивный диалог с властью и всесторонняя поддержка на всех этапах реализации проекта.

Северо-западные ворота России в Европу, как еще называют Ленинградскую область, в принципе, никогда не жаловались на недостаток внимания со стороны инвесторов. Уникальное географическое положение, близость региона к крупным рынкам сбыта — Москве и Санкт-Петербургу, квалифицированный персонал, гибкая сеть высокотехнологичных поставщиков и подрядчиков, благоприятный инвестиционный климат и наличие большого количества недорогих земельных участков — все это привело к тому, что за последние пять лет в основной капитал на территории Ленинградской области было инвестировано более 1,3 трлн рублей. Сюда пришли Caterpillar, Ford, Kraft Foods и десятки других международных компаний. Например, расположенный во Всеволожске завод мирового шинного гиганта Nokian Tyres сейчас поставляет свою продукцию не только на внутрироссийский рынок, но и в десятки стран мира, даже в Латинскую Америку.

Теперь в Ленинградской области нарастает «второй вал» инвестиций, связанный как с реализацией давно задуманных крупных проектов, так и с развитием условий для привлечения в регион среднего бизнеса.

Магнетический порт

Одним из самых знаковых событий 2015 года стало соглашение между «Газпромом» и BASF, E. ON, Engie, OMV, Shell о строительстве магистрального газопровода «Северный поток — 2», по которому российский газ в объеме 55 млрд куб. м в год по дну Балтийского моря начнет поступать в Европу уже с конца 2019 года. Стоимость проекта — 9,9 млрд евро, пишет Эксперт.

«Точкой входа» для второй очереди международного мегапровода выбрана Усть-Луга в Ленинградской области. И это решение придает мощное ускорение развитию и самого порта в Усть-Луге, создавая реальные предпосылки для реализации давно вынашиваемой властями Ленинградской области идеи: сформировать в регионе нефтегазохимический кластер.

Одним из центральных элементов этого кластера станет завод по сжижению природного газа «Балтийский СПГ» производительностью 10 млн тонн в год, окончательное инвестиционное решение о строительстве которого «Газпром» принял в начале этого года. Совокупная стоимость завода оценивается примерно в 7 млрд евро. Срок ввода в эксплуатацию первой очереди «Балтийского СПГ» — 2020 год. «Это инновационный завод, который существенно повлияет на экономику Ленинградской области и станет одним из крупнейших налогоплательщиков. Он будет катализатором развития смежных отраслей, роста производства в машиностроении, металлургии и транспортной отрасли», — подчеркнул журналистам генеральный директор компании «Газпром СПГ Санкт-Петербург» Сергей Густов. Там же в Усть-Луге Балтийская газохимическая компания намерена в 2019 году запустить в эксплуатацию производство метанола в объеме 1,7 млн тонн в год.

Реализация этого проекта предполагает также возведение морского терминала для перевалки производимой продукции и последующей отгрузки на экспорт. Развитие газотранспортной инфраструктуры на территории Ленинградской области позволяет начать строительство в Усть-Луге и Балтийского карбамидного завода (БКЗ). «Со строительством этого завода Усть-Луга станет не просто портом по отгрузке готовой продукции, а современной портово-промышленной площадкой. В этом мы находим полное понимание у правительства Ленобласти», — убежден генеральный директор БКЗ Алексей Алешин. 

Делают ставку на развитие северо-западных морских ворот и другие отечественные компании. «НоваТЭК», например, в первом полугодии 2015-го на 68,5% увеличил переработку стабильного газового конденсата на своем комплексе в порту Усть-Луга (комплекс введен в строй в 2013 году), а «ФосАгро» летом 2015 года запустила там современный балкерный терминал по перевалке минеральных удобрений мощностью свыше 1,5 млн тонн в год. «Со временем порт в Усть-Луге станет самым конкурентоспособным многофункциональным торговым портом, через который будут перенаправлены основные грузопотоки, идущие сейчас через зарубежные порты. Учитывая загруженность портов и рост объема перевозок, уже сейчас важно гарантированно обеспечить себя терминальными мощностями», — передало позицию «ФосАгро» в этом вопросе агентство Rupec. Таким образом, в Ленинградской области в ближайшие годы будет создан один из крупнейших в России нефтегазохимических кластеров и крупнейший на северо-западе России (с учетом набирающих обороты портов Приморск и Высоцк) портово-логистический комплекс.

Аккуратная диверсификация

Надо признать, что до недавнего времени до 70% инвестиций в Ленобласть приходилось на инфраструктурные проекты, которые Российская Федерация осуществляла с крупнейшими зарубежными и российскими партнерами. С одной стороны, это еще раз подчеркивает выгодное географическое расположение региона, с другой — объем инвестиций был напрямую связан с крупными стройками. Однако курс на создание кластеров, взятый несколько лет назад командой управленцев региона во главе с Александром Дрозденко, и создание благоприятного климата для инвесторов оказали существенную поддержку экономике области. «В прошлом году была проведена научно-исследовательская работа по развитию автопромышленного комплекса, а этом году аналогичные исследования проводятся в сфере судостроения и пищевой промышленности. Это позволяет нам определить, чего конкретно не хватает отрасли, а где есть избыток продукции. Исходя из этой информации мы работаем с потенциальными инвесторами. Мы знаем, какие производства нужны региону. Конечно, преимущество у высокотехнологичных, безопасных и экологически чистых предприятий», — подчеркивает глава Ленинградской области.

Помимо нефтегазохимического в числе приоритетных кластеров Ленинградской области сейчас значатся кластер пищевой промышленности (область уже сейчас производит более 40% от общего объема сельхозтоваров всего СЗФО), кластер строительных материалов (только в соседний Санкт-Петербург предприятия кластера ежегодно поставляют до 2 млн тонн цемента и до 200 млн тонн кирпича), кластер автомобилестроения и автокомпонентов, который вместе с предприятиями Санкт-Петербурга является вторым по величине автомобильным кластером в РФ, а также активно развивающийся кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий.

Первая российская верфь в этих краях появилась еще в начале XVIII века и судостроительная отрасль всегда занимала одно из важнейших мест в экономике области. Однако в нынешних экономических условиях, считают региональные власти, даже такие крупные предприятия, как Выборгский судостроительный завод, Невский судостроительно-судоремонтный завод, завод «Пелла», нуждаются в государственной поддержке и скоординированных действиях с другими верфями региона. «Одна из целей создания кластера — это как раз организация эффективного взаимодействия между предприятиями, учебными учреждениями и органами власти. Если подходить шире, то успешная деятельность кластера даст толчок к развитию и повысит конкурентоспособность судостроительной отрасли России в целом», — убежден генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев.

Диалог власти и бизнеса

Сейчас в Ленинградской области реализуется более 35 крупных инвестиционных проектов, ожидаемый объем инвестиций в которые превышает 1,7 трлн рублей. Только в этом году в регионе открылись новые предприятия «Сименс технологии газовых турбин», «5Микрон Инжиниринг», Muller Candle Russia, «Нанотехмед Плюс». Ввод в эксплуатацию совместного предприятия Siemens и «Силовых машин» по производству газовых турбин в поселке Горелово Ломоносовского района, кстати, как и решение о строительстве «Северного потока — 2», стал одним из знаковых примеров того, что, несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, западный бизнес по-прежнему стремится инвестировать в Россию. 

Однако главной своей задачей власти Ленинградской области сейчас видят создание благоприятной среды для среднего бизнеса. «Мы сделали акцент на создание и развитие поддержки для бизнеса среднего звена, потому что эти механизмы в большей степени зависят от органов власти. Стараемся уйти от ручного управления, к которому зачастую прибегают другие регионы. Для этого полностью обновили Агентство экономического развития Ленинградской области, создав на его базе современный фронт-офис по взаимодействию с инвесторами. Здесь любой инвестор может получить максимум информации по земельным участкам, консультации по предоставлению налоговых льгот и, что немаловажно, бесплатное комплексное сопровождение проекта при получении технических условий и прохождении разрешительных процедур», — подчеркивает заместитель председателя правительства Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов.

Два года назад Ленинградская область стала первым регионом в Северо-Западном федеральном округе, где были внедрены все 15 разделов регионального инвестиционного стандарта, разработанного Агентством стратегических инициатив. Сейчас аналогичный «интерфейс для взаимодействия с чиновниками» в виде муниципального инвестиционного стандарта уже внедрен в трех районах области и внедряется в восьми из 18 районов.

В регионе сохранили максимально позволенный законодательством объем льгот: снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, до 13,5%, а также снижение до 0% ставки налога на имущество. И при этом существенно упростили систему их получения. Если раньше процесс предоставления льгот занимал несколько месяцев, то теперь все формальности решаются за 35 рабочих дней.

В прошлом году в Ленобласти приступили к сокращению сроков и количества процедур при выдаче разрешений на строительство и подключение к электросетям, поскольку регулирование в этих сферах, а также наличие утвержденной градостроительной документации являются факторами, непосредственно влияющими на состояние инвестиционного климата в регионе. Для этого создан штаб по снижению административных барьеров и улучшению инвестиционного климата в Ленинградской области, куда входят как представители региональной и муниципальной власти, так и представители бизнес-сообщества.

Кроме того, в области развернуто масштабное строительство промышленных площадок с готовой инженерной инфраструктурой. Три из них строятся на государственные деньги. В индустриальном парке в городе Пикалево разместятся предприятия легкой промышленности. В Тосно на площади более 100 га будет создан индустриальный парк для производств III–V классов опасности, в том числе медицинской и фармацевтической отрасли. В Гатчине появится инновационная площадка «Нанопарк Гатчина» с готовыми производственными корпусами, бизнес-инкубатор с «чистыми помещениями» и подготовленные участки для размещения стартапов и высокотехнологичных предприятий. Ядром нанопарка станет Северо-Западный центр трансфера технологий, осуществляющий полный цикл услуг по структурированию и коммерциализации инновационных проектов в сфере нанотехнологий.

Все это говорит о том, что Ленинградская область готова ко второй волне инвестиций, сочетающей в себе реализацию крупных профильных проектов с разнообразными идеями среднего бизнеса. «У Агентства экономического развития Ленинградской области сегодня на сопровождении несколько десятков проектов с объемом инвестиций от 300 миллионов до 5,5 миллиардов рублей, треть из которых реализуется с участием иностранного капитала. Мы рассчитываем, что эти инвесторы продолжат работу по размещению производств на территории Ленинградской области», — убежден Дмитрий Ялов.