rcc.ru: Отсутствие достаточных инвестиций сегодня является одним из главных сдерживающих факторов для экономического роста. Именно по этой причине России не удается реализовать свой экспортный потенциал в полной мере. Как Вы считаете, становится ли Россия со временем более привлекательной для западных инвесторов?
Стенли Рут: Россия сегодня непривлекательна для западных инвесторов, поскольку здесь финансовые риски гораздо выше, чем в других странах. Как следствие – уровень инвестиций в Россию сегодня ниже, чем даже в такую маленькую страну, как Польша. Но в последнее время намечаются все-таки позитивные сдвиги.
rcc.ru: Какие именно?
Стенли Рут: Главный положительный момент – общая политическая стабильность, наступившая у вас за последние два года. Она повлекла за собой и экономическую стабильность. В этом отношении на Западе существует мнение, что в России ситуация меняется к лучшему. Мне кажется, этому способствует во многом государственная поддержка рыночной экономики, расширение международных контактов и, что особенно важно, выполнение обязательств по выплате кредитов.
rcc.ru: Кстати, подобную точку зрения уже высказали многие иностранные участники выставки «Химия-2001». Более того, некоторые из них гарантом инвестиционных рисков считают чуть ли не лично Владимира Путина. Думаете, это действительно так?
Стенли Рут: В какой-то мере, наверное, да. Гарантом, конечно же, является не лично Путин, а та социально-политическая система, которая установилась после его прихода. Естественно, она ассоциируется с именем Путина.
rcc.ru: Вы считаете, нынешняя система более прогрессивна?
Стенли Рут: Да, конечно. Чего стоит то, что уже нет такого огромного игрока как ГКО, существенно ниже инфляция, снизились банковские проценты. Сейчас в России одна большая проблема - отсутствует реальный источник денег, банки не предоставляют долгосрочных кредитов.
rcc.ru: Тем не менее, инвестиции поступают. Как Вы думаете, на что рассчитывают западные инвесторы? Вряд ли они надеются на то, что существующие проблемы у нас могут разрешиться в обозримом будущем.
Стенли Рут: Думаю, они отдают себе в этом отчет. Я убежден, что в России нередко проблемы возникают у тех компаний, которые мыслят слишком консервативно. Внешняя обстановка меняется очень быстро, надо так же быстро реагировать, надо перестраивать свою деятельность, быть более гибким. Сегодня в химической отрасли особенно заметны интеграционные процессы, предприятия объединяются, потому что только так можно выжить, а в России слишком долго раскачиваются. Хотя я понимаю, что в западных странах перестраиваться гораздо легче.
rcc.ru: Не кажется ли Вам, что отчасти это связано с возрастающим стремлением государства брать на себя управляющие функции?
Стенли Рут: Отчасти, возможно, да. Но в этом есть и положительный момент. Следует учитывать специфику России, ее исторические особенности. Десять лет назад экономикой России управляли такие монстры как министерства, ведомства, контролирующие буквально все. В результате приватизации предприятия стали якобы самостоятельными, но на самом деле это было не так. Сейчас в России идут интеграционные процессы, но если проанализировать их, очевидно, что на самом деле бывшие структуры объединяются еще раз. Конечно, это не очень хорошо. Но, возможно, именно такая централизация и нужна России на данном этапе, чтобы не затягивалось все на 30 лет. Все зависит от конечного результата. Если система не работает, нет прибыли – это плохо, даже если государство не участвует в управлении. Но если есть взаимодействие между государством и крупными предприятиями, которые приносят прибыль – это не хорошо, но нужно.
rcc.ru: Как Вы думаете, можно ли надеяться на то, что стабильность в России не закончится слишком быстро?
Стенли Рут: Интересный вопрос. PricewaterhouseCoopers анализирует российскую экономику давно, но, скажу честно, учитывая предыдущий опыт, боюсь предсказывать ситуацию.