Крупнейшая в России угольная компания СУЭК по итогам 2022 года может увеличить экспорт угля на 1%, нарастить поставки на внутренний рынок на 12%, заявил директор компании по логистике Денис Рахимжанов.
При этом угольщики РФ недополучают доходы из-за переориентации поставок и связанных с этим ростом стоимости фрахта и дальности перевозок, а также тарифов РЖД и курса российского рубля, подчеркнул он.
"Да, по экспорту мы прогнозируем небольшой рост - всего 1%. По внутреннему рынку прогнозируем увеличение на 12%. В целом у нас увеличение [погрузки] будет на 7,2% к уровню прошлого года", - сказал он.
При этом, по словам Рахимжанова, за первые восемь месяцев года компания снизила поставки угля в западном направлении более чем на 30%, а внутренние поставки увеличила на 10%, пишет ТАСС.
"Все это привело к тому, что у нас снизились объемы в западном направлении к уровню прошлого года за восемь месяцев: мы раньше везли более 10 млн тонн, сейчас это 7,2 млн тонн или 31% снижения. Но что необходимо отметить <...> - перевозки на внутренний рынок компания нарастила на 10%", - сказал он.
Рахимжанов отметил, что угольщики РФ недополучают доходы из-за роста стоимости фрахта, дальности перевозок, тарифов РЖД и курса российского рубля. "Сегодня компания уверенно смотрит вперед, по крайней мере, по объемам. В денежном эквиваленте, конечно, угольные компании очень серьезно проигрывают, потому что многие изменения произошли. <...> Больше 60% дохода в рублевом эквиваленте от уровней февраля российские угольные компании не получают", - подчеркнул топ-менеджер.
По его словам, в мае СУЭК вышла на привычные объемы экспорта, перенаправляя поставки в том числе в Марокко, Турцию и Индию."Мы увидели переформатирование логистических цепочек: страны, в которые мы сегодня везем через западные порты - это Марокко, Индия, Турция, те страны, которые до этого рассматривались нами как не стратегически важные партнеры. Конечно, это привело к тому, что стоимость угля резко изменилась. <...> Кроме того, что фрахт стал не такой доступный, удлинилась дальность перевозки. Если раньше Мурманск - Роттердам - это 3 000 км, то сегодня в Искендерун, в Турцию - это больше 15 тыс. км и, естественно, стоимость фрахта на 1 тонну выросла в девять раз", - сказал он. Раньше компания поставляла, в том числе в Нидерланды, Францию, Данию, Финляндию, Великобританию, сообщил топ-менеджер.
Он также отметил, что угольщикам страны сейчас доступно около трети от мирового балкерного фрахта. "Сегодня фрахт - это всего 30% от возможного мирового балкерного фрахта. Еще в феврале нам было доступно 100%, сегодня доступно всего 30%", - сказал он.
По словам Рахимжанова, в августе компании столкнулись с давлением со стороны клубов, занимающихся перестрахованием судов. "Сегодня угольные компании очень активно работают вместе с правительством РФ и Центробанком, чтобы создать своего страховщика, либо присоединиться к странам БРИКС", - сказал он.