тэк

Ъ” узнал подробности решений по итогам совещания у президента Владимира Путина 29 апреля о влиянии коронавируса на ТЭК. Так, генкомпаниям так и не удалось добиться отмены моратория на начисление штрафов за неоплату ЖКУ — эта мера исключена из перечня поручений. Нефтекомпании же вновь подняли вопрос о переносе уплаты акциза на топливо с НПЗ на заправки, но Минфин выступает категорически против. Также власти подумают о том, чтобы включить компании нефтесервиса с выручкой более 1 млрд руб. в список системообразующих предприятий.

Проект поручений президента РФ по итогам совещания о влиянии коронавируса на ТЭК от 29 апреля содержит почти все эти основные пункты. Об этом рассказали источники, знакомые с его содержанием. Документ еще не подписан президентом, но находится на финальной стадии согласования.

Нефтяников не будут наказывать за недостижение проектных уровней добычи в связи со сделкой ОПЕК+, возобновившейся с 1 мая. Также формализованы в виде поручений временные меры по запрету на импорт топлива и снижению нормативов его биржевых продаж. Кроме того, правительству поручено до 15 июня создать условия для формирования фонда незаконченных нефтяных скважин. Предполагается, что банки должны будут профинансировать бурение, а нефтекомпании получат право выкупить эти скважины в будущем. Кроме того, власти до 15 июня подумают о включении в перечень системообразующих предприятий нефтесервисных компаний с годовой выручкой более 1 млрд руб.

Неожиданной оказалась очередная реинкарнация идеи переноса уплаты акциза на топливо с НПЗ (как сейчас) на заправочные станции.

Минфину и Минэнерго будет поручено проработать вопрос до 15 июня. По словам двух источников, инициатором идеи была «Роснефть», но и другие нефтекомпании с ней солидарны. В Минфине же напомнили, что в 2003–2006 годах такой порядок расчетов уже приводил к негативным последствиям: «Значительно усложнилось администрирование акцизов, так как количество налогоплательщиков существенно увеличилось, что стало дополнительной нагрузкой для налоговых органов. Увеличились случаи уклонения от уплаты акцизов, а на администрирование потребовались дополнительные затраты бюджетных средств, что в текущей ситуации особенно критично». В Минфине отмечают, что кредитный риск АЗС несопоставимо выше, чем НПЗ: «это означает, что передача акциза на АЗС неминуемо приведет к снижению собираемости за счет роста недоимки по налогу». В Минэнерго перенаправили запрос в ФНС, в «Роснефти» не предоставили комментарий.

Начисление акциза на весь объем отгруженной продукции приводит к дополнительной нагрузке на производителя, который вынужден уплачивать акциз на топливо еще до того, как оно дойдет до конечного потребителя, замечает Сергей Ежов из Vygon Consulting. Он полагает, что при должном администрировании выпадающие доходы не будут значительными.

Правительство также предварительно согласилось учесть в расчетах тарифов на 2021–2022 годы прямые расходы на противодействие коронавирусу. К ним, в частности, относятся изоляция персонала, приобретение средств защиты, расходы на оборудование, необходимое для работы сотрудников в удаленном режиме и др.