Калийная война началась почти четыре года назад: в июле 2013 г. «Уралкалий» вышел из торгового соглашения с «Беларуськалием» (совместный трейдер – Белорусская калийная компания, БКК – продавал 42% калия в мире). Тогда «Уралкалий» начал продавать удобрения, «не обращая внимания на цены», через своего трейдера, говорил тогдашний гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер. В результате цена на калий упала с $400 за 1 т до $214 за 1 т к 2017 г. Крупнейшие производители калия по всему миру в тот день подешевели на 20–25%. После нескольких уголовных дел в Белоруссии на Баумгертнера и совладельца «Уралкалия» Сулеймана Керимова последний компанию продал.

Нынешний основной бенефициар «Уралкалия» Дмитрий Мазепин рассчитывает обсудить с президентом Белоруссии Александром Лукашенко возобновление сотрудничества по продажам хлоркалия, заявил Мазепин (здесь и далее цитаты по «Интерфаксу»). Во встрече может принять участие предправления Сбербанка Герман Греф.

По словам Мазепина, участники встречи попытаются «найти взаимовыгодное решение». Греф на встречу приглашен, чтобы «со своей точки зрения найти нейтральное финансовое решение, которое устроит обе стороны», отметил бизнесмен.

Представители «Уралкалия» и его акционера «Уралхима» от комментариев отказались. Представители Сбербанка, БКК и президента Белоруссии на запросы не ответили.

К соглашению, если оно будет, может присоединиться «Славкалий», который контролирует Михаил Гуцериев, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к бизнесмену. Представитель «Славкалия» не стал это комментировать. В 2016 г. «Беларуськалий» экспортировал 9,5 млн т калия при мощности 10,3 млн т в год, а продажи «Уралкалия» составили 11 млн т при мощности 13,1 млн т в год. Мощность «Славкалия» – согласно проекту – может составить 2 млн т в год (но запустится проект в 2020 г.). В 2016 г. потребление калия в мире составило 61 млн т, писала российская компания. 

Мазепин уверен, что «потенциал цены на калий на мировом рынке использован не в полной мере, но мы в этой части работаем». Лукашенко был не против возобновления отношений «Уралкалия» и БКК еще летом прошлого года, но «на наших условиях», говорил президент Белоруссии. К концу 2016 г. между Россией и Белоруссией обострился спор по вопросу цен на газ.

Премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков отмечал, что страна будет критично относиться к возможному альянсу с «Уралкалием». Лукашенко в марте 2017 г. добавил, что Белоруссия готова сотрудничать с «Уралкалием», но ее интересы должны быть учтены на 200%, в частности, он настаивал на белорусской юрисдикции для совместного трейдера. Прежде «Уралкалий» предлагали перерегистрировать трейдера в Швейцарии.

Экономически воссоздание торгового соглашения будет правильным шагом (ограничить предложение, чтобы поддержать цены на калий), но вопрос в том, какой ценой «Уралкалию» удастся восстановить картель, скептичен аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. У Белоруссии жесткая позиция по контролю за продажами (в прежнем картеле калий продавался пропорционально мощности), напоминает эксперт.

Сотрудничество невыгодно обеим сторонам, не согласен аналитик БКС Олег Петропавловский: «Цены на калий низкие, а в таких условиях олигополия не работает. К тому же сторонам будет сложно решить, кто какие объемы должен сократить». Идея восстановить союз с БКК не нова, говорит аналитик «Атона» Андрей Лобазов, после затяжного падения рынок калия нащупал дно, но все еще остается хрупким из-за ожидаемого увеличения производства. Вскоре «Еврохим» запустит первую очередь Гремячинского проекта на 2,3 млн т калия в год. Запуск Талицкого участка (2,6 млн т) «Акроном» все еще остается под вопросом, компания может вернуться к планам разрабатывать месторождение, если цены на калий восстановятся.