Если взять ген устойчивости к заболеваниям из вирусов, морозоустойчивости – из рыбы, сопротивляемости вредителям из бактерий и внести этот коктейль в геном какого-нибудь растения, то такая комбинация придаст растению совершенно новые свойства, хотя его биологический вид не изменится. Картофель останется картофелем, просто теперь он станет неуязвимым для колорадского жука.
Лидером в производстве трансгенных растений сейчас является США. В этой стране около 50% посевов кукурузы и сои и 40% хлопчатника составляют генетически модифицированные растения. Получением и испытанием таких растений занимаются сотни коммерческих фирм с совокупным капиталом более 100 млрд долларов.
Уже получены морозоустойчивая свекла, светящаяся в сумерках газонная трава и даже банан, съев который, получаешь прививку от тропических болезней.
Трансгенные растения, обладая повышенной выживаемостью, могут передавать свои полезные свойства будущим поколениям растений, давая обильный урожай на малорентабельных землях.
Но, несмотря на все успехи биотехнологии и на проведение всех необходимых тестов на токсичность, аллергенность, мутагенность, в обществе существует настороженное отношение к генетически модифицированным продуктам. Есть вполне реальные опасения по поводу того, что пыльца и семена трансгенных растений и сорняков могут скреститься и в конечном счете вырастет такой суперсорняк, который не сможет уничтожить ни один гербицид. Или улучшение питательных свойств картофеля, кукурузы, сои может стать причиной тяжелых аллергических реакций у человека.
Особо следует отметить, что в процессе генетических модификаций часто используются гены устойчивости к антибиотикам, что также требует тщательного контроля конечного продукта, получаемого из трансгенного растения.
При всех вышеперечисленных недостатках генетически модифицированные растения уже принесли заметную пользу. Например, в США значительно сокращено применение гербицидов и пестицидов, что не только безопаснее для окружающей среды, но и снижает цену продуктов. Правда, так утверждают в США сами производители генетически модифицированных продуктов. Однако население (то ли в силу привычки, то ли от недоверия) предпочитает покупать все же натуральные продукты.