ПАО «Трансконтейнер» оспорило в суде отказ ФАС удовлетворить его ходатайство о приобретении ЗАО «Терминал-Логистика» у Global Ports. Компания настаивает на некорректности определения доли этого ЗАО и самого «Трансконтейнера» на рынках, равно как и границ этих рынков. При этом контейнерная компания намеревается строить собственный терминал в регионе, что не потребует согласования с ФАС.

Контейнерный оператор ПАО «Трансконтейнер» (50,1% у ОАО РЖД, намечена продажа) обратился в суд, требуя признать недействительным отказ ФАС в декабре 2017 года одобрить сделку по приобретению компанией петербургского ЗАО «Терминал-Логистика», заявление зарегистрировано в картотеке арбитражных дел. В ФАС пояснили “Ъ”, что обратиться в суд — право «Трансконтейнера».

В августе 2017 года «Трансконтейнер» договорился о покупке у входящего в Global Ports «Первого контейнерного терминала» 100% «Терминал-Логистики» за 1,9 млрд руб. Но в декабре ФАС отказала «Трансконтейнеру» в покупке. Регулятор решил, что в силу доминирующего положения ПАО на рынке предоставления контейнеров и фитинговых платформ, а также из-за того, что доля «Терминал-Логистики» в 2016 году на рынке обработки контейнеров в сухих портах Петербурга и области составляла 60%, сделка может ограничить конкуренцию на рынке железнодорожных контейнерных перевозок в сторону Большого порта Санкт-Петербург. «Трансконтейнер» в феврале и марте 2018 года направлял ФАС дополнительные доводы, обосновывая отсутствие ограничения конкуренции.

Как пояснил заместитель гендиректора «Трансконтейнера» Виктор Марков, компания 12 апреля получила отзыв ФАС на дополнительные материалы, но по существу «ничего нового в них не было — ФАС частично скопировала текст отказа в согласовании ходатайства». «Дополнительная аргументация службой не была услышана и оценена, мы будем защищать свои права в суде»,— рассказывает топ-менеджер.

«Мы не согласны с общими вводными ФАС, послужившими основанием для отказа согласования ходатайства,— говорит господин Марков.— Нам непонятен источник информации, откуда ФАС брала данные о структуре и объемах рынка. Так, служба указала, что "Трансконтейнер" занимает доминирующее положение, потому что его доля на рынке предоставления платформ и контейнеров превышает 50%, однако фактически на сегодняшний день она порядка 43%». Компания не согласна и с оценкой доли «Терминал-Логистики» на рынке Петербурга и Ленобласти — по данным ПАО, эта доля не 60%, а 23%.

Виктор Марков также пояснил, что «Трансконтейнер» не согласен с «продуктовыми и географическими границами рынка», которые применила ФАС. Речь идет о выделении сухих портов как отдельного рынка. «Трансконтейнер» настаивает, что, по сути, сухой порт — это контейнерный терминал и «для целей определения состояния рынка» их нельзя рассматривать в отрыве от конкурентов — других контейнерных терминалов в регионе и морских портов, занимающихся переработкой контейнеров напрямую. Поэтому на общем рынке переработки контейнеров в Петербурге и Ленобласти доля приобретаемого терминала не превышает 15%, говорит топ-менеджер. При этом «Трансконтейнер» еще в конце 2017 года продал свой единственный в регионе терминал на станции Санкт-Петербург-Товарный-Витебский. «Наши данные основаны на информационных системах ОАО РЖД, и мы будем приводить их в суде»,— говорит господин Марков.

Он добавил, что « активно прорабатывает возможность строительства своего терминала в регионе, на что согласие ФАС не требуется. Денис Ворчик из «Уралсиба» говорит, что для «Трансконтейнера» целесообразно наращивать мощности в регионе, поскольку контейнерный рынок растет. Однако, по его мнению, наиболее простым вариантом была бы все же покупка избыточных мощностей у Global Ports, образовавшихся в результате покупки ею Национальной контейнерной компании.