Один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов «Роснефти», Туапсинский НПЗ, с вечера пятницы, 13 января, до утра воскресенья, 15 января, ограничил прием нефти из трубопроводной системы «Транснефти», сообщил журналистам советник президента компании Игорь Демин. По его словам, причина в том, что завод не успевает вывозить готовой продукции (бензин и другие нефтепродукты).

Туапсинский НПЗ мощностью 12 млн т нефти в год эксплуатируется с 1929 года (завод модернизировался больше 10 лет — с 2005 по 2015 год. Это один из девяти крупных НПЗ «Роснефти». С октября 2016 года нефтяная компания контролирует еще три завода в Уфе, принадлежащих «Башнефти» (у «Роснефти» – 50,08% «Башнефти»).

Однако представитель пресс-службы «Роснефти» заявил, что ООО «РН-Туапсинский НПЗ» не ограничивал прием нефти в период с 14 по 15 января. «В резервуарном парке имеются свободные объемы, переработка на заводе ведется в плановом режиме», — отметил представитель компании.

Представитель «Транснефти» уточнил, что в дочернюю структуру «Транснефти» -ПСП (приемно-сдаточный пункт) «Заречье» — 13 января поступила телефонограмма от диспетчера Туапсинского НПЗ Е.Гуни о том, что «в связи с ограниченной свободной емкостью под нефтепродукты и нефть возможность приема нефти с 13 по 15 января по ПСП «Заречье» составляет по 18,3 тыс т в сутки. (копия телефонограммы есть у РБК).

Представитель «Роснефти» пока не ответил на вопросы.

Директор по развитию бизнеса компании «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов объясняет, что проблемы с погрузкой нефти из-за не вывоза нефтепродуктов зимой часто случается на различных НПЗ. Наиболее частая причина: нехватка вагонов на РЖД или шторма в портах. Иногда это связано с проблемами логистики или продажи нефтепродуктов по желаемым поставщиками ценам. По его словам, ограничение приема нефти на Туапсинский НПЗ не приведет к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке, так как этот завод большей часть вывозит продукцию на экспорт.

На прошлой неделе,12 января «Транснефть» сообщала об ограничении приема сырья Новокуйбышевским НПЗ «Роснефти» из-за того, что компания не вывозит готовой продукции. Тогда ограничение длилось не менее трех суток. «Роснефть» объясняла проблемы с отгрузкой на этом заводе штормами в порту Туапсе.

В конце 2016 года «Роснефть» не заключила с «Транснефтью» договор о прокачке нефти на 2017 год, заявил 28 декабря советник президента «Транснефти» Игорь Демин. Тогда же стало известно, что «Роснефть» начала судебную тяжбу с трубопроводной монополией, направив в Арбитражный суд Москвы заявление об обеспечительных мерах, которые запрещают «Транснефти» прекращать с 1 января 2017 года транспортировку нефти «Роснефти» или сокращать ее объемы. Но «Транснефть» сочла неправомерными эти обеспечительные меры и решила оспорить их в Верховном суде, заявил на прошлой неделе, 13 января, президент «Транснефти» Николай Токарев.

Жалоба в правительство

«Роснефть» пожаловалась в правительство на тариф «Транснефти» в направлении Казахстана, рассказал в пятницу, 13 января, президент «Транснефти» Николай Токарев (цитата по «Интерфаксу»). По его словам, «Транснефть» считает недовольство необоснованным. По его словам, стоимость прокачки увеличилась примерно на 280 руб. на тонну. Прокачав в 2017 году 10 млн т нефти через Казахстан в Китай по контракту с CNPC, «Роснефть» дополнительно заплатит около 2,8 млрд руб, пишут «Ведомости», уточняя, что дополнительные поставки нефти включают более сернистую нефть «Башнефти». Собственные потери из-за транспортировки дополнительных 3 млн т нефти через Казахстан (транспортное плечо в этом случае короче) «Транснефть» оценивает в 1,5 млрд руб., сказал Токарев.