Четвертая линия завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал СПГ», которая была запущена только в мае 2021 года, «работает плохо». Об этом заявил совладелец и предправления НОВАТЭК (контролирует 50,1% завода) Леонид Михельсон на брифинге в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ).

Это единственная линия завода построена по российской технологии «Арктический каскад» и позволила увеличить проектную мощность завода на 0,95 млн т, до 20 млн т в год. Но «дело не в самой технологии», а в оборудовании, которое было впервые полностью произведено в России. «Надо признать, что нашим заводам-производителям еще учиться и учиться делать хорошую продукцию. У нас претензии ко всем поставщикам оборудования!» — подчеркнул бизнесмен. По его словам, к производителям будут, в том числе «финансовые претензии».

Среди крупных поставщиков оборудования для «Ямал СПГ» Михельсон назвал «Росатом» («ЗиО-Подольск», который входит в машиностроительный дивизион госкорпорации «Атомэнергомаш», изготовил первый импортозамещающий теплообменный аппарат для СПГ-завода), «Казанькомпрессормаш» (поставил комплектную компрессорную установку отпарного газа) и «Криогенмаш» (криогенный теплообменник). РБК направил запросы в «Атомэнергомаш», «Казанькомпрессормаш» и «Криогенмаш».

Из-за проблем с оборудованием на четвертой линии СПГ-завода бывают периодически остановки работы, но все «меньше и меньше», добавил глава НОВАТЭКа. Он считает, что это оборудование нужно «доводить до ума».

«Арктический каскад» — первая технология сжижения природного газа, запатентованная НОВАТЭКом. В июне Михельсон признавал, что при ее отладке в ближайшие два месяца будут «какие-то остановки для доработки». «Надо годочек на ней поработать. Посмотреть, как можно ее улучшить, снять максимально риски», — добавил тогда он.

Первые три очереди «Ямал СПГ» по 5,5 млн т каждая были запущены с опережением графика в 2017-2018 годах. А запуск четвертой линии, изначально запланированный на конец 2019 года, несколько раз откладывался, вплоть до мая 2021 года. Официально причины задержки не назывались, «Коммерсантъ» сообщал со ссылкой на источники, что компания решил заменить трубопроводы технологического газа на более устойчивые к низким температурам из легированных сплавов с низким порогом хладноломкости.