Среди российско-казахских инвестпроектов наиболее востребованы те, что нацелены на импортозамещение продуктов нефтегазохимии. Таков вывод состоявшегося 26 января с.г. в ТПП РФ совещания рабочей группы по инвестпроектам Делового совета РФ-Казахстан.

Как отметил Сергей Соловьев, глава комитета про энергетике и инфраструктуре Евразийского делового совета, "завод по производству олефинов из угля в 500 тыс. тонн/год "закрывает" объем реализации угольного предприятия мощностью до 2 млн т/год. В РФ и Казахстане множество предприятий с такой мощностью. Но в отличие от дальнего зарубежья, "угольные" олефины в РФ и Казахстане не производятся, хотя у РФ и Казахстана - первое и третье места в мире по объемам разведанных запасов угля". Тем временем, сланцевая "революция" в США привела к тому, что на их рынке в 2008-2009 гг высвободился крупный объем угля, направленного позднее на рынок Евросоюза".

С.Соловьев пояснил обозревателю RCC, что "современная технологическая карта углехимии позволяет производить 130 базовых полупродуктов и все они намного дороже на мировом рынке по сравнению с углем. Почти треть мирового объема поливинилхлорида, четверть аммиака и метанола уже производятся из угля, в основном в Китае.

Потенциал импортозамещения первичных полимеров в РФ и Казахстане за счёт продуктов углехимии оценивается более чем в 300 млрд руб., готовых изделий из пластиков - до 350 млрд руб. Транспортная доступность и сравнительно низкая стоимость угольного сырья в обеих странах обеспечивают конкурентоспособность российских и казахстанских "угольных" олефинов. Вдобавок, низкие цены на уголь и курсы рубля/тенге к доллару США обеспечивают высокий экспортный потенциал по данной продукции".

Но при этом "у поставщиков угля, например, из Австралии и Индонезии транспортные затраты в себестоимости его продаж намного ниже, чем в РФ. Где доля железнодорожного тарифа в конечной цене угля - 50, а то и 60%".