Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) решил оштрафовать «Газпром» за злоупотребление им монопольным положением на рынке транзита газа по магистральным трубопроводам по территории Украины, сообщил глава комитета Юрий Терентьев. По его словам, сумма штрафа составит 85 млрд гривен (около $3,46 млрд по курсу ЦБ РФ на 22 января). Как ранее говорил господин Терентьев, размер штрафа устанавливается как 30% от выручки, полученной на рынке, на котором было совершено нарушение. «Интерфакс» передал слова директора по правовым вопросам и взаимодействию с органами власти НАК «Нафтогаз Украины» Ярослава Теклюка о том, что представители «Газпрома» не участвовали в заседании АМКУ (не участвовали они и в предыдущих слушаниях). В «Газпроме» пока не ответили на запрос “Ъ”.

АМКУ начал расследование против «Газпрома» в апреле 2015 года, а в декабре Юрий Терентьев озвучивал предварительные выводы: по мнению АМК, «Газпром» постоянно нарушал условия контракта с «Нафтогазом Украины», «отказываясь привести объемы и стоимость транзита к экономически обоснованным». «Нафтогаз» же настаивает, что «Газпром» с момента заключения контракта на транзит в 2009 году никогда не обеспечивал транзит в 120 млрд кубометров в год, хотя должен был это делать. При этом в контракте есть обязательство «Нафтогаза» принять при необходимости 120 млрд кубометров газа, но нет обязательств «Газпрома» поставить такой объем. Вторая ключевая претензия «Нафтогаза» — плата за транзит, которую, по мнению украинской стороны, нужно пересмотреть в сторону увеличения. Контракт на транзит заключен по шведскому праву, и в нем указано, что все споры сторон должны разбираться в Стокгольмском арбитраже, иск «Нафтогаза» там рассматривается, решение ожидается осенью 2016 года. «Нафтогаз» оценивает свои потери от возможных нарушений «Газпрома» в $6 млрд.

Кроме того, антимонопольное разбирательство в отношении «Газпрома» ведет Евросоюз. Представленная в декабре 2015 года позиция российской газовой монополии в споре заключается в том, что ЕС необоснованно применил немецкие цены на газ в качестве базы, а прямое сравнение спотового рынка и долгосрочных контрактов «некорректно». Это расследование было начато еще в 2011 году, и временных рамок для вынесения решения нет.