Уровень локализации топливных присадок в РФ увеличился после 2022 г., заявил генеральный директор ЦМНТ Михаил Ершов на конференции Группы CREON "Топливные присадки, реагенты и катализаторы". Для октаноповышающих добавок и антиокислительных присадок, используемых в производстве автобензина, уровень локализации достиг 100%; а для противоизносных и цетаноповышающих присадок, применяемых в производстве дизельного топлива, – 90% и 80% соответственно. 

Производство автомобильного бензина в России в последние годы активно развивается как по объему, так и по детонационной стойкости: доля автобензинов АИ-95, АИ-98 и АИ-100 выросла с 19% до 41% в период с 2010 по 2021 гг. Дальнейшее развитие марочной структуры бензина зависит от качественного обновления российского автопарка и в настоящее время не имеет целенаправленной стратегии.

Спрос на цетаноповышающие (ЦПП) присадки в России является стабильным: углубление переработки нефти оказывает здесь разнонаправленное влияние. Производство ЦПП периодически испытывает недостаток сырья. 

В структуре выпуска ДТ растет доля зимнего и арктического топлива – благодаря применению депрессорно-диспергирующих присадок и вводу мощностей по процессам улучшения низкотемпературных свойств ДТ. Однако доля ДТ-З и ДТ-А по-прежнему является недостаточной (18,8% и 2,7% соответственно). 

Существенную часть рынка противоизносных присадок (ПИП) к ДТ (около 50%) занимают собственные присадки нефтеперерабатывающих компаний. На рынке доминируют кислотные ПИП к ДТ, получаемые из жирных кислот талловых или растительных масел и растворителя. На рынке также присутствуют низкокачественные ПИП к ДТ кислотного типа, получаемые из соапстоков, дистиллированных талловых масел и других продуктов с нестабильным составом. 

После ухода зарубежных производителей российские компании освоили производство многофункциональных присадок (МФП) с высокой степенью локализации, прошли необходимый объем моторно-стендовых испытаний. Ключевым долгосрочным риском является отсутствие государственного нормативного обеспечения производства фирменных топлив при пристальном внимании регуляторов к ценовой ситуации в период сезонного спроса на топливо, сообщается в телеграм-канале CREON Conferences.