Россия и Иран избавятся от барьеров в торговле. Москва и Тегеран планируют отменить импортные таможенные пошлины, заявил вице-премьер Александр Новак. По его словам, между компаниями обеих стран уже есть договоренности в области машиностроения, автомобильного и авиационного производств.

И в рамках этих соглашений будут поставки «соответствующих комплектующих», добавил господин Новак. Министр нефти Ирана Джавад Оуджи отметил, что Тегеран рассчитывает на дальнейшее углубление отношений с Москвой. Но насколько это углубление нужно России? И как далеко оно может зайти? 

В марте Россия обогнала Иран по числу компаний и граждан, оказавшихся под санкциями, и заняла первое место в мире по этому показателю. Но конкуренция только сблизила страны. Теперь чиновники из Москвы и Тегерана регулярно докладывают о новых соглашениях и заявляют о решимости развивать партнерство.

Вот и вице-премьер Александр Новак анонсирует «совместные предприятия» в области машинного и авиационного строения и обещает создать соглашение о зоне свободной торговли между Ираном и ЕАЭС. Которое, надо сказать, уже работало с 2019 года в ограниченном режиме.

Востоковед Алексей Малашенко призывает не строить иллюзий о значимости Тегерана для российской экономики: «Когда говорят об отраслях, то первое, что вспоминают — медицина и некоторые вещи, о которых упоминать просто не принято. Это все-таки действительно какой-то политический шаг.

Если мы посмотрим на объем торговли, он не так значителен, как мог бы быть. А что касается всего остального, никаких иллюзий быть не может: Иран в отношении технологий, в том числе в авиации — это вторично».

Наверное, самый амбициозный проект Москвы и Тегерана — энергетический на $44 млрд. $40 млрд из них пойдет на строительство газопроводов в Иране, оставшиеся — на разработку нефтегазовых месторождений, в том числе гигантского по объемам Южного Парса.

Российские компании пробовали сделать это и раньше, но у них не вышло, говорит специалист по Азии и Ближнему Востоку Елена Супонина: «Как в условиях санкций реализовывать амбициозный проект на $40 млрд? Интересно посмотреть, потому что некоторые российские компании брались за это дело, еще когда против России не действовали санкции. Постепенно они понимали, что санкции против Ирана еще 15 лет назад уже не позволяли разрабатывать тот же Северный Парс».

Товарооборот между Россией и Ираном собеседники “Ъ FM” оценивают примерно в $4 млрд, что в десятки раз меньше, чем в свое время с Евросоюзом. Так что панацеей для Москвы Тегеран, конечно, не станет, заключают эксперты.

Профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Алексей Портанский напоминает, что в последние годы в мире появилось несколько крупных торговых соглашений, но Россия и ЕАЭС оставались в стороне.

Анонсированная зона свободной торговли с Тегераном может стать одним из шагов к устранению этой проблемы: «Еще в 2015 году мы взяли курс на подписание соглашений о зоне свободной торговли со странами Востока — Вьетнамом, Сингапуром, потом заключили его и с Ираном. Временное соглашение, которое сейчас действует, может стать постоянным. И так же мы нацелены сотрудничать с Египтом, Израилем, Индией. В итоге должна получиться сеть, которую потом, может быть, удастся объединить в суперзону свободной торговли, но это пока очень отдаленные планы».

В чем Иран точно может быть полезен России, так это в обучении искусству параллельного импорта и серых схем. И что особенно актуально — в нефтяной отрасли. Некоторые западные источники оценивают общий экспорт нефти из Ирана в 3 млн баррелей в сутки. При этом показатели транспондеров иранских судов говорят об экспорте в 500 тыс. бочек. Собеседники объясняют это активной работой теневого флота. И такая схема очень может понадобиться России после введения нового пакета европейских санкций.