Минэкономразвития считает идею переноса платы акциза на топливо с нефтеперерабатывающих заводов на автозаправки, предложенную главами крупнейших российских нефтяных компаний, несвоевременной и рискованной.

Как сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с работой министерства, обращение ведущих нефтяных компаний было рассмотрено Минэкономразвития в конце марта. "В ответе правительству на запрос нефтяных компаний, Минэкономразвития указало, что предложения, кардинально меняющие установленный механизм начисления и уплаты налогов без должной оценки их эффективности, представляются несвоевременными", - сказал он.

"Кроме того, данное предложение может привести к выпадению налогообложения акцизами объемов топлива, не реализуемого на заправках. Оно может грозить ростом цен на топливо, связанным с тем, что НПЗ сохранят свои цены на нефтепродукты, а автозаправки будут вынуждены повышать их на стоимость акциза. Перенос акцизов на АЗС также может привести к резкому увеличению налогоплательщиков и усложнению администрирования. Реализация это инициативы также может создать сложности в межбюджетных расчетах между регионами России при зачислении и распределении акцизов", - цитирует источник ответ Минэкономразвития.

Ведомство также напомнило, что подобная система действовала в России в 2003-2006 году. "Практика выявила его существенные недостатки: успешно практиковались схемы уклонения от уплаты акцизов, в результате чего сумма недоимки по акцизам на нефтепродукты за 2004 год в целом по России выросла с 1 млрд рублей до 4,7 млрд рублей", - отмечает источник.

Главы крупнейших нефтяных компаний "Роснефти", "ЛУКОЙЛа", "Газпром нефти", "Сургутнефтегаза", "Башнефти", "Татнефти" и других на фоне роста акцизов с первого апреля 2016 года написали письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором попросили перенести уплату акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на конечных потребителей - АЗС.

Главы компаний отметили, что при нынешней системе уплаты акцизов НПЗ вынуждены компенсировать сумму уплачиваемых акцизов при последующей продаже нефтепродуктов потребителям. Фактически владельцы НПЗ "кредитуют" государство при уплате акцизов.

Такая система негативно влияет на денежные потоки и финансовое положение компаний, а также на их планы по завершению модернизации НПЗ. Главы компаний также отметили, что маржа переработки некоторых компаний значительно снизилась из-за введения большого налогового маневра и повышения акцизов с первого апреля. Минэнерго также не поддержало данную инициативу.

В России утверждено внеплановое повышении акцизов на бензин разных классов, дизельное топливо и средние дистилляты с первого апреля 2016 года. Акцизы на бензин 5-го класса вырастут с 7,53 тыс. рублей за тонну до 10,13 тыс. руб. за тонну, а в 2017 году с планировавшихся ранее 5,83 тыс. рублей за тонну до 7,43 тыс. рублей за тонну.