17 мая завершилась проходившая в Москве в гостинице «Олимпик Пента Ренессанс» международная конференция «Биотехнология и бизнес», организатором которой выступила компания Abercade Consulting. В течение двух дней представители российских госструктур, промышленных предприятий, НИИ, НПО биотехнологического профиля, сотрудники банков и инвестиционных фондов обсуждали тенденции развития биотехнологической отрасли.

На конференции выделились две тематические линии – технология и право: с одной стороны, обсуждалось использование биотехнологической продукции в сельском хозяйстве, медицине и фармацевтике, пищевой и добывающей промышленности, с другой – вопросы государственного регулирования, привлечения инвестиций в развитие биотехнологий и защита прав собственности.

По мнению участников конференции, сейчас наблюдается тенденция к увеличению объема реализации биотехнологической продукции. В частности, по данным, приведенным генеральным директором РАО «Биопрепарат» Рамилем Усмановичем Хабриевым, за последнее десятилетие произошло утроение продаж, и на 2000 год объем проданной биотехнологической продукции в мире составил 234 млрд долларов.

Генеральный директор компании «Биохиммаш» Андрей Германович Мошкин выделил наиболее перспективные направления среди реализуемых в последнее время или близких к реализации:

  • создание трансгенных растений с измененным генотипом,
  • применение микроорганизмов для повышения выхода нефти и выщелачивания цветных и редкоземельных металлов,
  • биосинтез новых биологически активных веществ.

По мнению директора центра «Биоинженерия» РАН, академика РАСХН Константина Георгиевича Скрябина, генетическая инженерия растений в ближайшем будущем позволит использовать их в качестве источника энергии, а также исходного сырья для производства химических веществ, лекарственных препаратов и получения вакцин для животных и человека.

Академик К.Г.Скрябин напомнил, что использование растений с измененным генотипом позволяет сэкономить средства на их защиту. Так, ежегодно потери выращенного в РФ картофеля от колорадского жука составляют около 30% (2 млрд 100 млн$), что сопоставимо с кредитом МВФ, выделеным России в позапрошлом году. Количество площадей, отведенных под модифицированные растения, растет во всем мире. Уже сейчас в разных странах трансгенными растениями засеяно 45 млн гектаров.

В своем выступлении академик К. Г. Скрябин подчеркнул также, что биотехнология – одна из самых прибыльных сфер производства, но Россия практически не зарабатывает на ней денег, поскольку большинство отечественных предприятий не производят исходные вещества, а занимаются фасовкой субстанций зарубежного производства. Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что наука и фундаментальные исследования в России не финансировались более десяти лет. Не инвестировались также средства в развитие и переоснащение производственных предприятий.

Генеральный директор компании «Биокард» Дмитрий Валентинович Морозов привел следующие данные: на создание оригинального препарата в России требуется 3-7 лет и 250 тыс. долларов, включая клинические и доклинические испытания. Поэтому не удивительно, что в России компании возникают на базе НИИ, в отличие от развитых стран, где научные центры создаются на базе фармацевтических фирм.

Положительные примеры развития биотехнологической отрасли в России есть, и, по словам Р.У.Хабриева, разработка и производство лекарственных средств и препаратов для сельского хозяйства и охраны окружающей среды весьма перспективны для отечественной биотехнологии. Сейчас доля медицинских биотехнологий в общем объеме российского биотехнологического рынка составляет порядка 19%, или около 300 млн долларов. Особенно успешно иммунологическое производство. Этот сектор занимает порядка 10% рынка (около 150 млн долларов). При этом 70% препаратов производится отечественными фирмами. В числе причин успеха Р.У.Хабриев назвал более низкие по сравнению с зарубежными цены на вакцины российского производства, кроме того, большинство предприятий, занимающихся выпуском данной продукции, находится в ведении Минстерства здравоохранения РФ, а закупка препаратов финансируется из средств бюджета. Однако российским иммунологическим препаратам, не уступающим по качеству аналогам иностранных производителей, пока закрыт выход на зарубежный рынок, по причине отсутствия современного производства, оснащенного в соответствии с зарубежными стандартами.

Тем не менее, государственное финансирование не является единственным источником средств для развития биотехнологии. По словам директора по корпоративным финансам ФК «Никойл» Эмиля Молджанова, корпорация «Никойл» (специализирующаяся на привлечение венчурного капитала) уже реализовала в России один проект в области биотехнологий, два проекта – в работе. Правда, компании, получившие средства для развития своих разработок, пока предпочитают оставаться неизвестными.