Красноярский шинный завод обременен огромными долгами, а в отношении его руководства началась доследственная проверка - предпринимателей подозревают в имущественных махинациях и выводе активов за границу, пишет «АиФ в Енисее».

Как пишет издание, «производственные проблемы у шинного завода начались задолго до кризиса. Тому были вполне объективные причины, в первую очередь — слабая конкурентоспособность. В итоге в 2006 году на полуживое предприятие пришел новый собственник — предприниматель Игорь Шамко. Покупка завода сопровождалась громкими заявлениями о восстановлении производства, его модернизации и выходе на новых клиентов. С краевой администрацией было заключено соглашение о сотрудничестве. Шинный завод начал активно брать кредиты в банках под гарантии руководства края на приобретение нового оборудования».

 «Завод нашёл свою нишу, в крае работает много предприятий, где крупногабаритные шины востребованы», — удовлетворенно заявлял Александр Хлопонин, который тогда возглавлял край.

 Впрочем, уже в 2008 году завод снова «встал», зарплату на нём платить перестали, а руководство начало массовые сокращения рабочих. Дирекция предприятия разводила руками: что поделать, мол, рынок есть рынок.

 При этом «АиФ в Енисее» задается вопросом, были ли вообще у собственника реальные намерения восстанавливать производство? «По крайней мере, изучение материалов арбитражного суда по банкротству Красноярского шинного завода постоянно наводит на эту мысль. Например, согласно исковым заявлениям кредиторов предприятию было поставлено оборудование на сумму около 1,5 миллиарда рублей. Но по факту все активы должника составили всего 731 миллион рублей. Куда же делось оборудование, да и приходило ли оно вообще на завод? Более того, по свидетельству сотрудников завода в последние годы шла активная распродажа старого оборудования завода, и ныне в цехах царит полное запустение».

 В июле 2009 года в отношении ЗАО «Красный Яр-Шина» было возбуждено судебное производство и введена процедура наблюдения по заявлению ФНС. В распоряжении «АиФ на Енисее» оказались документы, которые говорят о том, что в этот период Игорь Шамко предпринял ряд мер по выводу основных средств организации и объектов недвижимости. Схему для своих действий он выбрал самую простейшую: имущество продавалось ООО «ВостокИнвестШина», которое, в свою очередь, перепродало всё в офшорную компанию, созданную на Сейшельских островах. Сделки купли-продажи регистрировались в Росреестре.

 Параллельно была создана фиктивная кредиторская задолженность перед своей же компанией — также сейшельским офшором — на 800 миллионов рублей.

 «Деньги были «нарисованы» по той же незамысловатой схеме. Некая компания под названием «Теплопромэнерго» заключила договор на поставку оборудования для ЗАО «Красный Яр-Шина». Завод рассчитался векселями. В реальности ничего не поставлялось. Одним из предметов договора являлась отгрузка газопроводной трубы в количестве 4 020 тонн. Это примерно 3–4 железнодорожных состава. Они просто не поместились бы на территорию завода. Впрочем, никто из работников шинного по понятным причинам их никогда и не видел. Затем был составлен фиктивный договор о том, что это самое оборудование на сумму 800 миллионов рублей для «Теплопромэнерго» поставила офшорная компания «Sunflower adventures LTD». К иностранной фирме предъявить претензии куда сложнее. Все сделки совершались директором завода Олегом Деевым. В итоге с помощью всех этих телодвижений Игорь Шамко получил контрольный пакет на собрании кредиторов и право определять кандидатуру временного и конкурсного управляющего.

 «Реальные организации, которым шинный завод должен реальные деньги за реально оказанные услуги, пытались оспорить появление в списке кредиторов непонятных компании с Сейшельских островов. На судебном заседании открылись многие факты, которые говорили о том, что компании — подставные. Всплыли весьма сомнительные товарные накладные и бухгалтерские балансы должника за 2006 год. Предъявленные компанией «Sunflower adventures LTD» простые векселя не отражены в бухгалтерской отчётности должника за указанный период. Отсюда представляется неясным, вследствие каких правоотношений между ЗАО «Красный Яр-Шина» и ООО «Теплопромэнерго» последнее стало их векселедержателем? Также установлено, что учёт выданных векселей в ЗАО «Красный Яр-Шина» не осуществляется. Но суд остался на стороне «Sunflower adventures LTD», и сейчас именно эта компания имеет контроль на собрании кредиторов. В данное время он не предпринимает необходимых мер для оспаривания сделок по незаконному выводу активов и возврата имущества в конкурсную массу», говорится в статье издания.

 «АиФ» также пишет, что «разумеется, водить за нос налоговиков и кредиторов вечно нельзя. Сейчас они подали ряд заявлений в суд о признании ничтожными сделок с векселями и об истребовании имущества шинного завода из «собственности» иностранных компаний. На сегодняшний день в отношении руководства ЗАО «Красный Яр-Шина» ведётся доследственная проверка по заявлению налоговой инспекции и прочих кредиторов, а также решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении его учредителя Игоря Шамко и гендиректора Олега Деева. В отношении последнего прокуратурой Ленинского района письменно рекомендовано ГСУ МВД России Красноярского края возбудить уголовное дело по ст.195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве». Но что особенно в этой ситуации приводит в замешательство, так это то, что собственник завода готовится к поиску очередных средств «на развитие». То есть, опять последуют заверения, что завод с коленей поднимется, что край снова должен замолвить словечко перед банками и что «всё у нас получится!». Доверять, как известно, надо делам. Что же мы имеем в случае с делами руководства Красноярского шинного завода? Полностью разваленное предприятие, которое имело некогда неплохие перспективы и работало, в том числе на оборонную промышленность. А собственник, уподобляясь одному известному телевизионному персонажу, делает невинные глаза и просит его понять и простить. И делает это достаточно успешно: в начале февраля Андрей ВОЛЬФ, краевой министр инноваций и инвестиций, заявил, что будет содействовать заводу в получении кредита. «Я думаю, что скоро возобновим работу предприятия, — заявил министр. — Будем выпускать крупногабаритную шину». Главе ведомства можно посоветовать только одно: внимательно изучить новейшую историю завода и ещё раз как следует подумать, стоит ли иметь дело с его нынешними собственниками».

 В заключение «АиФ на Енисее» пишет, что «намерен и дальше следить за ситуацией на Красноярском шинном заводе. От действий собственника пострадали не только его деловые партнёры. Были нарушены также права многих бывших сотрудников завода. Сейчас для них создаётся центр юридической помощи при поддержке адвоката Дмитрия Редькина. Его телефон и адрес сайта имеются в распоряжении редакции».

 Строительство шинного завода в Красноярске началось в связи с послевоенным ростом отечественного автомобилестроения. 9 февраля 1960 года на заводе была изготовлена первая покрышка. Своих наивысших производственных показателей Красноярский шинный завод достиг в 1993 года, когда было выпущено 2 миллиона 112 тысяч шин. Красноярский шинный завод — единственный в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке производитель автомобильных и авиационных шин.

Напоминаем, что Международная конференция «Композиты 2012» состоится 21 мая 2012 года в отеле «Ритц-Карлтон», Москва. Ключевой вопрос мероприятия: какие проблемы препятствуют интенсивному внедрению композитных материалов в России, и как их преодолеть. Задачи мероприятия – координация усилий государственных и частных компаний в области разработки и внедрения композитных материалов; предоставление возможности участникам наладить новые деловые контакты и партнерские отношения, и благодаря этому обеспечить внедрение композитных технологий и материалов в различных отраслях промышленности. Партнер конференции – Группа «Полипластик». Дополнительную информацию о предстоящей конференции можно получить по тел. + 7 (495) 797-49-07 или e-mail: org@creon-online.ru