Рынок поликарбоната (ПК) растет и требует адекватного сырьевого обеспечения. Единственный российский производитель ПК взялся обеспечить отечественным сырьем наиболее массовый сегмент переработки – экструзию листов. Но остается место и импортному материалу, который из-за курсовой разницы заставит предприятия корректировать цены на конечную продукцию
Восьмая международная конференция «Поликарбонат 2014» состоялась 11 декабря в Москве. Мероприятие было организовано компанией INVENTRA, входящей в группу CREON. Партнером конференции выступила компания «Картли». Мероприятие прошло при поддержке «Юг-Ойл-Пласт».
«Для переработчиков поликарбоната текущий год прошел под эгидой переориентации «Казаньоргсинтеза» (КОС) на внутренний рынок. При нынешних валютных курсах отрасль переработки поликарбоната возлагает надежду на стабильную и качественную работу КОС. Однако новым вызовом для индустрии может стать нехватка финансовых ресурсов и снижение потребительского спроса», - предположил генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. Он призвал участников конференции поделиться своими планами на ближайшую перспективу.
Рынок поликарбоната – одно из немногих направлений полимерной индустрии, где по-прежнему наблюдается рост потребления. Так по итогам трех кварталов общее потребление в РФ выросло на 9% относительно аналогичного периода прошлого года и составило более 72 тыс. т, сообщила руководитель проектов компании INVENTRA Ирина Петрова в ходе конференции.
Применяется ПК и в электротехнике, и в производстве тары и товаров народного потребления. Однако наиболее интенсивно развивается экструзия листов из поликарбоната, столь востребованных в сегменте свето-прозрачных конструкций промышленного, с/х и бытового масштаба. На эти цели идет 87% поликарбонатного сырья.
Ведущими производителями поликарбонатных листов являются такие компании как «Кронос», «СафПласт», «Юг-Ойл-Пласт», «Карбогласс», «Полигаль», «КИН». Целый ряд из них нарастили выпуск продукции на 30-50%. «Кронос» с учетом объединения с компанией «Полиальт» наработал порядка 16.7 тыс. т листов за девять месяцев 2014 г., увеличив выпуск по сравнению с предыдущим периодом почти на 49%. «Карбогласс» показал такие же темпы, нарастив объемы производства с 6.4 до 9.4 тыс. т за аналогичный период. Примерно 30%-ного увеличения производства добились «Полигаль» и «Юг-Ойл-Пласт». Компании не боятся расширять мощности, закупают новое оборудование. Как рассказал, в частности, директор «Юг-Ойл-Пласта» Шамиль Бердиев, предприятие запустило несколько новых производственных линий.
Для производства широкой линейки продукции из поликарбоната, безусловно, необходим и широкий марочный ассортимент. Как это наблюдается и на других полимерных рынках, недостаток российского предложения компенсируется импортными марками. На первый взгляд, есть тенденция к уменьшению импорта. Так за девять месяцев 2014 г. он сократился более чем на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил около 27 тыс. т. Его доля в общем объеме потребления также снижается в течение последних нескольких лет. Еще в 2012 г. на импорт приходилось 58.6% потребляемого ПК, в 2013 г. - около 43%, а по итогам девяти месяцев 2014 г. - примерно 38% от общего потребления, говорится в докладе Ирины Петровой.
Однако продолжится ли дальнейшее снижение объемов импорта – вопрос, поскольку рост переработки ПК в России потребует дополнительных объемов материала. В то время как мировые мощности по ПК загружены не полностью. К 2014 г. мировые мощности по производству поликарбоната составили примерно 4.9 млн т с загрузкой в пределах 70%. В период до 2019 г. развитие новых мощностей ожидается в азиатском регионе для поддержки в нем растущего спроса.
Относительно цены на поликарбонат на российском рынке, то не исключено, что она будет приближаться к стоимости зарубежных аналогов. «Казаньоргсинтез», хотя и проводит умеренную политику, но ссылается на тот факт, что цену формирует рынок. Рост цен на сырье в течение 2014 г., в частности на бензол, повлиял на стоимость конечного продукта, отметил в ходе конференции Вадим Вагапов, начальник отдела активных продаж поликарбонатного завода КОС. Он согласился с тем, что сейчас идет тренд на удешевление бензола, однако цены для разных его потребителей могут отличаться, что тоже необходимо учитывать. Кроме того с 2015 г. КОС в части бензола подпадает под “налоговый маневр”, что повлияет на стоимость сырья.
Необходимо отметить, что как бы ни было сложно отрасли адаптироваться к новым валютным курсам, но подорожание доллара и евро сыграло на руку отечественным производителям компаундов на основе ПК. В частности «Гамма-пласт», изготавливающая композиции, фиксирует увеличение своих продаж в два раза за последний месяц, рассказал начальник отдела научно-технического развития компании Дмитрий Захаров.
Российским компаундерам, видимо, стоит обратить внимание на поликарбонат, поскольку зарубежные автоконцерны уже готовятся к более глубокой локализации компонентов из российского ПК и его смесей. Так, например, альянс Renault-Nissan в октябре 2014 г. утвердил общие требования по поликарбонату и готовится начать локализацию материалов в России. «Материал будет локализовываться не под текущие проекты, а под будущие», - заявил на конференции Михаил Смекалов, руководитель направления развития пластмасс и покрытий.
Присматривается к комплектующим российского производства на перспективу, в том числе из поликарбоната, и производитель грузовых автомобилей Volvo Trucks Russia. Об этом рассказал присутствовавший на мероприятии инженер по качеству компании Сергей Чуканов.
Ждут российского сырья и в сегменте выдувного формования. Бутыли для воды из поликарбоната – еще одно направление использования ПК. Как отметил генеральный директор компании «Живая вода» Андрей Купцов, приходится работать на азиатском поликарбонате. Для небольших переработчиков выдерживать валютные цены довольно тяжело, поэтому российские марки были бы хорошим подспорьем. В ходе конференции было упомянуто, что КОС пробовал запустить марку ПК для бутылок, но возникли вопросы технического характера по доведению качества, в частности цвета, до требований переработчиков. В настоящее время эти вопросы «Казаньоргсинтез» решает с привлечением лицензиаров.
Что касается всего спектра сырьевых материалов, то Россия совершенно точно не может обойтись без импортных добавок и красителей. Отечественный производитель «Барс-2», занимающий 20% рынка суперконцентратов для всех полимеров, оценивает объем потребления гранулированных и жидких концентратов для окрашивания ПК примерно в 50 т/месяц, отметил ведущий специалист компании Дмитрий Косицкий.
Определяющим для рынка поликарбоната, как уже говорилось, является производство листов. По оценке генерального директора «Сафпласт» Андрея Евсеева, совокупные мощности, в частности, монолитных линий ПК в России составляют 40 тыс. т, а производство этих листов в соответствии с потребностями составляет всего около 7.5 тыс. т.
Генеральный директор НПО «Кронос» Андрей Лапин оценивает потенциал рынка поликарбонатных монолитных листов на уровне 25 тыс. т/г.
В сегменте листового поликарбоната есть свои проблемные вопросы. Как рассказал эксперт ассоциации производителей и продавцов поликарбоната (РАПП) Антон Дебабов, в строительном секторе наблюдается стагнация. «Сначала остановилось коммерческое строительство с промышленным сектором, потому что кончились кредиты. Значительно сократилось транспортное строительство, затем затихло все, что связано с сельским хозяйством. Под конец года замедлилось и жилищное строительство, в том числе и коттеджные поселки, где в большой мере деньги частных инвесторов до последнего времени оставались спасительным буфером – все ждут серьезных изменений на рынке», - обрисовал он ситуацию. «В то же время, на российский рынок продолжают выходить новые отечественные игроки, так что конкуренция только увеличивается. Активизировались и иностранные производители поликарбонатных листов и модульных систем. Российский рынок как один из крупнейших в мире остается для них крайне привлекательным, поэтому важной задачей является поддержка политики импортозамещения», - подчеркнул эксперт.
Таким образом, если зарубежные игроки считают российский рынок перспективным, тем более для отечественных игроков ситуация должна быть оптимистичной. Но, как всегда, есть нюансы.
Генеральный директор НПО «Кронос» Андрей Лапин считает, что при большой потенциальной емкости отечественный рынок, в частности, монолитного листа, остается недоступным для российских производителей. Строительство в последнее время осуществляется по принципу проектного финансирования, где для участия в проекте требуется ГОСТ на ПК, который еще не принят.
ГОСТ на сотовой поликарбонат, правда, уже разработан. Антон Дебабов убежден: если документ будет принят, это поможет переработчикам ответить на вызовы сегодняшнего дня, главный из которых – переход к типовой промышленной застройке, где без стандартов никак нельзя.
Проблема внедрения материалов из ПК осознается и в крупных международных компаниях. Директор департамента поликарбонатов Bayer Material Science Максим Гришин заверил, что его компания стремится взаимодействовать с потребителем и оказывать всевозможную консультационную помощь. Серьезной нишей для применения светопрозрачных конструкций из поликарбоната он назвал строительство стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 г. К числу перспективных объектов он отнес стадионы в Москве, Саранске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани. Общая емкость стадионов по поликарбонатным листам не превышает, по его оценке, 1.7 тыс. т.
Спрогнозировать, как будет развиваться в 2014 г. рынок изделий из поликарбоната, достаточно сложно. Более жесткие экономические условия заставят переработчиков выбирать наиболее оптимальные компоновки по ассортименту, объему, сочетанию торговой и производственной деятельности. Как полагает директор торговой сети КМСИ Владислав Трофимов, в 2015 г. мелкие переработчики ПК (100-250 т в месяц) окажутся перед сложным выбором. При узком ассортименте они смогут сэкономить на переходах от одной продукции к другой, но при этом сбыт будет ограниченным, снизится оборачиваемость и вырастут издержки. В качестве альтернативы можно выбрать широкий ассортимент, который позволит нарастить сбыт и оборачиваемость средств, но это потребует и больших издержек на переходах. А для торговой организации наличие собственной производственной базы с возможностью увеличения выпуска продукции в два раза может стать отличной подстраховкой.
Наиболее надежным сегментом участникам конференции видится рынок конструкций для сельского хозяйства, учитывая тренд на импортозамещение.
«Рынок поликарбоната имеет большой потенциал в сегменте индустриальных теплиц, производство и эксплуатация которых может стать актуальным направлением для развития бизнеса. Если теплицами займутся крупные стратегические инвесторы, то потребность в ПК-листах может удвоиться, вследствие чего потребуются и дополнительные объемы сырья», - прогнозирует директор INVENTRA Анна Даутова.
Таким образом, в перспективе 4-5 лет, по ее мнению, экономически целесообразным станет появление второго завода базового поликарбоната. По размерам он может быть аналогичным КОС или даже превышающим его мощности, учитывая мировые тенденции к укрупнению производств. «Но для того, чтобы завод был через пять лет открыт, уже сейчас нужно начинать расчеты, где и кому целесообразнее разместить такое предприятие. С учетом масштабов вложений, необходимых для нового завода ПК, могут потребоваться иностранные инвестиции, доступ к которым сегодня для России затруднен. Компромиссным вариантом могло бы стать создание завода в соседнем Казахстане, тесно интегрированном с Россией в экономическом плане и близком географически, но свободном от западных санкций», - полагает руководитель INVENTRA.