Генеральный директор АО «Сервис ВМФ» Сергей Миславский разъясняет обозревателю RCC возможные варианты повышения кокнурентоспособности российских СПГ проектов.

"Относительно проекта СПГ «Сахалин-2» надо отметить, что Международным газовым союзом (IGU) в 2014 г. самым эффективным был признан именно «Сахалин-2»: его мощности были загружены на 111%. Этот завод по эффективности обгонял СПГ-заводы в других странах еще с 2012 года. Затем по эффективности следовали заводы в Экваториальной Гвинее, Малайзии, ОАЭ и Катаре.

Что касается Ямальского проекта, общие затраты по «Ямал СПГ» (строительство порта и СПГ-завода) обойдутся суммарно в 0,9 – 1,0 трлн руб. Кроме того, условия судоходства в регионе сложные, навигация здесь имеет значительные временные ограничения. Опытные переходы СПГ-танкеров не могли выявить все проблемы круглогодичной навигации, так как она выполнялась в упрощенных условиях.

Формирование флота танкеров для проекта «Ямал СПГ» ледового класса Arc 7 (на уровне ледоколов) будет предопределять постоянно высокий уровень фрахтовой цены - с учетом ледовой проводки - практически весь период (три месяца один-два ледокола, остальные – не менее трех). И при условии, что 80% (около 13,5 млн тонн) предполагается поставить для рынков Азиатско-Тихоокеанского региона. То есть, эта цена будет, без преувеличения, "заоблачной".

Что касается газовозного флота, все суда для «Ямал СПГ» будет строить DSME. Напомню, что в 2014 г. «Ямал СПГ» сформировал шорт-лист пароходств, с которыми компания заключит 45-летние контракты на перевозку газа «Ямал СПГ». В него вошли «Совкомфлот», японская Mitsui OSK и канадская Teekay LNG. Каждая из них должна была построить этот флот: «Совкомфлот» – шесть судов, Mitsui – четыре, Teekay – шесть. Стоимость одного газовоза – около 340 млн долл США (5,5 млрд долл за все 16 газовозов).

Танкеры с проекта Ямал СПГ – это «штучный» товар на рынке и он будет всегда дорогостоящий. По последней информации, большую часть проектного финансирования для «Ямал СПГ» (последняя заявленная цена проекта - 27 млрд долл США) «Новатэк» рассчитывает привлечь в Китае.

Кроме того, бизнес-модель проекта «Ямал СПГ» включает, что с декабря по июль, арктические СПГ-танкеры будут заходить в терминал Зеебрюгге (Бельгия), где компания Fluxys LNG будет оказывать услуги по перевалке СПГ на танкеры конвенционного типа для его последующей доставки в страны АТР через Суэцкий канал. Под началом оператора терминала Fluxys ведутся внебиржевые рыночные операции и существует компьютерная биржа для сделок с газом, благодаря важной роли терминала в качестве крупного газового узла Европы. Таким образом, укрепляются позиции бельгийской газовой системы в качестве "центровой" для газоэкспортных потоков из разных стран, включая Россию.

Необходимо признать, что реализация проектов СПГ в России в настоящее время несоответствует ранее выработанным стратегиям и принятым программам, отстает от них по большинству параметров. Не реализована Программа по строительству в РФ танкеров СПГ - все они заказываются, в основном, в Южной Корее. Любые предложения по объединению усилий частного партнерства, например, создания единого Арктического Центра СПГ-производства, распределения и прибыли, встречает непонимание и сопротивление со стороны основных участников российского рынка.

Наши предложения по задачам такого Центра предусматривают, во-первых, исходя из превалирования государственных интересов, для исключения взаимной конкуренции нужно обеспечить реализацию российских СПГ-проектов в едином портфеле и из одного Центра прибыли.

Во-вторых, можно снизить риски и транспортные тарифы по арктическим проектам за счет повышения устойчивости и эффективности морской транспортной системы. Центр предлагается создать в рамках частно-государственного партнерства с участием компаний, заявивших о намерении реализовать проекты СПГ в Арктической зоне Российской Федерации: это ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НОВАТЭК» и группа Аллтек.

Технические решения проекта основываются на концентрации в незамерзающей, т.е. юго-восточной части Баренцева моря в районе пос. Индига мощностей по сжижению природного газа и последующей его морской транспортировке по единому коммерческому плану.

Для поставок СПГ в страны АТР может быть использован более безопасный и перспективный для крупнотоннажных танкеров, высокоширотный маршрут Севморпути. А для снижения налоговой нагрузки, и наряду с другими мерами, целесообразно использовать режим портовой особой экономической зоны. Сырьем для заводов сжижения в рамках этого Центра может быть ресурсный потенциал существующих и  добывающих газовых провинций на континентальном шельфе и побережье Арктической зоны РФ.