В России приостановили работу сразу несколько крупнейших заводов по производству шин. Как и у автоконцернов, по их работе ударили проблемы с логистикой. Нет сейчас и поставок на конвейеры автопроизводителей, которые, впрочем, и сами по большей части стоят. Дефицита летней резины на рынке РФ не будет, говорят аналитики, но допускают проблемы в будущем.
Michelin, Bridgestone и Continental приостанавливают российские производства. Из иностранных игроков в РФ продолжают работу только завод Pirelli и Nokian Tyres, однако последняя не поставляет шины для первичной заводской комплектации, продавая их только в рынок.
Французский производитель шин Michelin приостанавливает производство в России, а также прекращает экспорт. Об этом заявила пресс-служба компании. В России у Michelin есть завод в деревне Давыдово в Московской области, на котором работают около 750 человек. В компании сообщили, что продолжат оказывать им поддержку.
В Michelin добавили, что будут принимать дальнейшие решения о работе в России в соответствии с развитием ситуации, передает Ъ.
В рознице потребители вряд ли столкнутся с дефицитом летних шин, так как традиционно ассортимент выпускается заранее, чтобы к началу сезона продукция уже была отгружена на склады дистрибуторов. На темпах выпуска летнего ассортимента этой зимой мог сказаться высокий спрос на зимнюю резину, но вряд ли критично, говорит источник “Ъ” на рынке. К тому же, следует из данных ROIF Expert, в 2021 году на 30% рос объем импорта шин и покрышек в РФ, включая китайские марки. Импорт шин из Европы, вероятнее всего, остановят введенные 15 марта санкции, хотя планка по стоимости неясна из формулировок ограничений: это может быть от €300 или же от €5 тыс.
Детальная статистика рынка шин давно не публикуется, в 2019 году лидерами среди производителей в ROIF Expert называли «Нижнекамскшину», Nokian Tyres и Cordiant.
Собеседник на рынке отмечает, что ситуация с производством у шинников быстро меняется и может зависеть от работы автозаводов. Сейчас большинство последних простаивает и отгрузок на конвейер нет, но в случае запуска производства шинникам могут грозить штрафы.
Сами шинники объясняют остановку не только протестом в отношении военных действий на Украине, но и общими для всей промышленности проблемами с поставками. Так, в Michelin прямо указали на трудности с поставками сырья и полуфабрикатов. В Bridgestone (останавливает производство с 18 марта) говорили о «серьезных проблемах, вызванных перебоями в цепочке поставок и логистике, волатильностью национальной и иностранной валюты». Один из источников добавляет, что традиционно проблемы связаны с натуральным каучуком, которого нет в РФ, а также «широким перечнем химии».
Как отмечает глава Центра отраслевых исследований Андрей Костин, речь может идти о материалах для корда и ускорителях вулканизации. С этим согласен основатель Engineering & Consulting PFA Александр Гадецкий. По его словам, сейчас ускорители вулканизации вообще не производятся в России, хотя раньше выпускались на ряде предприятий.
Эксперт считает, что оперативно организовать внутреннее производство вполне реально, например, на «Волжском оргсинтезе», если будет «соответствующая политическая воля».
Аналогичная ситуация, отмечает он, с другим необходимым элементом — ингибитором старения шин, который раньше выпускал «Новомосковский оргсинтез». Производство кордного ПЭТ, который сейчас полностью импортируется, может быть, по мнению господина Гадецкого, налажен на профильных предприятиях малой мощности, например, «Тверском ПЭТ» или «Сенежском ПЭТ».
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что проблемы на шинном рынке начались еще в 2021 году на фоне подорожания сырья. Сейчас они резко усугубились, а также стал фактически невозможен экспорт, на который ориентировалось большинство иностранных заводов. Однако аналитик согласен, что «как минимум какая-то часть» летнего ассортимента уже у дистрибуторов и проблемы дефицита прямо сейчас возникнуть не должно: «Вообще, летняя резина — это первичная комплектация, и из-за роста цен часть покупателей отложат покупку, кто-то купит шины на вторичном рынке — износ пар колес сильно отличается, поэтому часто есть интерес к покупке или продаже одной или двух шин».
Господин Удалов добавляет, что китайские поставщики, которые «почти наладили логистику», могут существенно увеличить объемы импорта. Сложности, уточняет эксперт, скорее возникнут у автоконцернов: шины оговариваются при сертификации автомобиля, их замена требует переоформления.