28-30 ноября в СК «Олимпийский» проходила 4-я Московская международная выставка «Пищевые ингредиенты, добавки и пряности/Food Ingredients Central and Eastern Europe». Более 200 компаний из 17 стран мира представляли в этом году свою продукцию: красители, эмульгаторы, ароматизаторы, подсластители, органические ингредиенты, оборудование для пищевой промышленности.

Организаторами выставки выступили Министерство сельского хозяйства РФ, Минэкономразвития РФ, Правительство Москвы, а ее поддержку осуществляли профессиональные ассоциации и союзы: Союз производителей пищевых ингредиентов, Мясной союз России, Ассоциация «Российское мороженое», Российский союз производителей соков.

До недавних пор в России фактически не существовало промышленного производства пищевых добавок, а все используемые в отрасли ингредиенты импортировались из-за рубежа. Отечественный рынок пищевых ингредиентов стал формироваться лишь в начале девяностых. События августа 1998 года оказались в этом процессе неплохим катализатором, а результаты весьма впечатлительны: сегодня производство ингредиентов - одна из наиболее прибыльных отраслей пищевой промышленности, существенно опережающая по темпам роста производство продуктов питания. С точки зрения экономического риска, по мнению А. Нечаева, президента Союза производителей пищевых ингредиентов, это, пожалуй, еще и выгодная сфера для крупных капиталовложений. Огромные инвестиции направляются сегодня в научные исследования и разработку новых технологий.

Лидерство на российском рынке ингредиентов по-прежнему сохраняют западные компании. Весьма перспективным, к примеру, считают Россию и в немецком концерне Budenheim, уже на протяжении 50 лет являющемся ведущим производителем фосфатов в Европе. Основными торговыми марками компании являются ABASTOL, CARNAL, используемые в производстве мясных и рыбных изделий, SELF, применяемый в производстве плавленного сыра, а также разрыхлитель для выпечки SAPP. «Объем продаж фосфатов составляет на сегодняшний момент 200 т в месяц, хотя это не далеко не предел, - говорит директор компании «Химпище-Холдинг», эксклюзивного дистрибьютора Budenheim в России Борис Лукачевский. – Фосфаты используются в медицине, фармацевтике, полимерной химии, мы намерены развивать и эти направления. Несмотря на то, что фосфаты производятся и на отечественных предприятиях, мощностей для удовлетворения спроса явно недостаточно. Да и по качеству российская продукция уступает, хотя более низкая стоимость делает их привлекательными для определенной категории потребителей».

Особой конкуренции со стороны российских предприятий не видят пока и в датской компании Danisco Cultor, одном из крупнейших в мире производителей функциональных ингредиентов, включающих в себя эмульгаторы, стабилизаторы, ферменты, текстурные ингредиенты, антиоксиданты, антимикробные агенты. «Даже в Москве рынок не охвачен полностью, не говоря о регионах, хотя очевидно, что пищевые производства набирают силу и рынок в целом на подъеме, особенно после августовского кризиса», - сказала Анна Гурьева, менеджер Danisco по маркетингу. В ближайшее время компания планирует расширяться «на восток», имея в виду сибирский регион, где, по словам Анны Гурьевой отмечается наиболее платежеспособный спрос.

Между тем российские пищевые компании начинают чувствовать себя все более уверенно. Представители Санкт-Петербургского «Комбината химико-пищевой ароматики» считают, к примеру, что продукция предприятия вполне конкурентоспособна. «Объемы продаж растут, открыты филиалы в регионах, работаем в Прибалтике, Украине, Беларуси, Казахстане, Азербайджане, Грузии. Качество нашей продукции не уступает импортным аналогам, хотя следует признать, что у западных компаний существенно больше возможностей для продвижения своих товаров и услуг», - говорит Максим Шушвал, начальник отдела маркетинга комбината.

В качестве основного инструмента маркетинговой коммуникации многие компании, работающие в пищевой отрасли, продолжают рассматривать участие в специализированных выставках, хотя весьма активно используются альтернативные формы продвижения товаров и услуг. К примеру, популярной становится проведение региональных научно-практических семинаров.

«Мне все время говорили, что участие в выставках не влияет на бизнес, однако по собственному опыту могу сказать, что это не совсем так. Возможно, на выставках не заключаются контракты, да и не в этом их предназначение. Практический результат наступает несколько позднее», - говорит Борис Лукачевский. В том, что затраты на выставочную деятельность вполне окупаемы, не сомневается и Анна Гурьева. По ее мнению, оправдала ожидания и нынешняя выставка, в долгосрочной же перспективе Danisco - участие в профессиональных форумах в российских регионах.

Для ряда зарубежных фирм московская выставка стала своего рода «пробой пера». Так произошло с индийской компанией Premcemgums Ltd, выпускающей стабилизаторы, загустители, эмульгаторы, связующие, модификаторы и другие важные ингредиенты на основе природного сырья. Ассортиментный ряд составляет «Гуаровая камедь», «Гам Гассия Тора», «Гам Гхатти», «Гам Карайа», порошок из семян тамаринда «Псилиум Хаск», находящие применение не только в пищевой промышленности, но и фармацевтике, нефтедобыче, горнодобывающей, целлюлозной промышленности. По словам директора компании Premol Joisher, прошлогодний опыт реализации индийских ингредиентов в России оказался настолько удачным, что целесообразность участия в московской выставке сомнения не вызывала. Общий объем производства компании сегодня превышает 9 000 т в год, хорошие каналы сбыта функционируют в США, Великобритании, Франции, Бразилии, Вьетнаме, Южной Корее. «Российский рынок стал просто открытием, - сказал Premol Joisher, - даже не предполагали, что спрос на ингредиенты здесь так велик. В рамках выставки уже прошли переговоры с рядом российских компаний, в которых мы видим своих будущих партнеров».