Минэнерго пригрозило нефтекомпаниям введением запрета на экспорт бензина со следующей недели, если те не обуздают биржевые цены, ставящие рекорд за рекордом. Также министерство готово рассмотреть вариант заключения топливных соглашений по аналогии с 2018 годом. По мнению аналитиков, такой сценарий — «меньшее зло» по сравнению с запретом экспорта, поскольку позволит сдержать цены и в то же время сохранить рентабельность НПЗ.

Глава Минэнерго Николай Шульгинов пригрозил нефтекомпаниям «запуском процесса» запрета на экспорт бензина на следующей неделе при сохранении нынешнего рекордного уровня биржевых котировок. По его словам, также может быть рассмотрен вариант увеличения норматива обязательной продажи бензина на бирже до 15% от производства. Еще один сценарий — заключение соглашений с нефтекомпаниями об объемах продаж и уровне цен в оптовом звене, как в 2018 году.

Жесткое предупреждение со стороны Минэнерго последовало после того, как биржевые цены на бензин установили очередные исторические максимумы, а цена АИ-95 превысила 60 тыс. руб. за тонну. Рост цен на топливо вызван увеличением мировых нефтяных котировок, ослаблением курса рубля к доллару и увеличением спроса на бензин в период отпусков и на фоне ограничения международного авиасообщения.

При этом аналитики предполагают, что потенциал увеличения биржевых цен ограничен: они уже приближаются к уровню, при превышении которого нефтекомпании потеряют возможность получать субсидии от государства в виде демпфера. Тем не менее при нынешних высоких ценах может серьезно пострадать бизнес независимых АЗС, так как стоимость топлива на заправках растет гораздо медленнее, чем биржевые котировки.

По мнению источника “Ъ” в отрасли, оптимальным решением будут топливные соглашения. "Дальнейшее развитие событий зависит от нефти: если котировки Urals сохранятся на уровне $70 за баррель и выше, то со следующего года придется вносить новые корректировки в параметры регулирования",— считает источник.

Еще один собеседник считает, что ситуация действительно сложная и со стороны Минэнерго «это последнее предупреждение».

Запрет на экспорт маловероятен, считает Анна Лишневецкая из «Петромаркета», так как риски возникновения дефицита на рынке бензина низкие. Если под запрет экспорта кроме бензина попадет еще и нафта, то в стране будут «заперты» примерно 1,75 млн тонн в месяц экспортируемого с НПЗ (включая заводы, перерабатывающие газовый конденсат) прямогонного бензина и порядка 50 тыс. тонн бензина газового стабильного с предприятий газопереработки и нефтехимии. При этом потребность внутреннего рынка РФ в нафте ограничена существующими мощностями пиролиза нефтехимических предприятий и составляет порядка 400–600 тыс. тонн в месяц.

Отсутствие возможности хоть куда-то «пристроить» избыточную нафту не оставит производителям иного выхода, кроме сокращения переработки, полагает госпожа Лишневецкая: загрузка НПЗ может снизиться на 8,5 млн тонн в месяц.

Заключение многосторонних соглашений с нефтяными компаниями — определенно «меньшее зло», считает Анна Лишневецкая. По ее оценке, если бы отпускные цены НПЗ были установлены на уровне 56 тыс. руб. за тонну АИ-95 и 51,5 тыс. руб. за тонну АИ-92, это обеспечило бы АЗС маржу продаж в 1 руб. на литр, а мелкому опту — в 1 тыс. руб. на тонну. При этом НПЗ остались бы прибыльными, хотя чистая маржа переработки сократилась бы на 30% для «бензинового» НПЗ и на 20% для «дизельного» НПЗ — до примерно 3,2 тыс. руб. и 3,9 тыс. руб. за тонну соответственно.