Профессиональные пенсионные системы, по замыслу правительства, должны заменить существовавшую прежде систему льготного пенсионного обеспечения. Дело в том, что, по новому закону, пенсия стала напрямую зависеть от величины зарплаты, а часть пенсионных отчислений идет на индивидуальные счета граждан. Учитывая, что пенсионеров в нашей стране все больше, а число работающих граждан уменьшается, можно предположить, что средств в Пенсионном фонде не хватает. Встает вопрос: из каких источников финансировать пенсионные выплаты досрочно вышедшим на пенсию работникам, а также тем, кто работал на «вредных», опасных для здоровья производствах. Таких в России около 9 млн человек. Правительство видит решение вопроса во введении своеобразного налога на «вредные» предприятия, которые будут обязаны платить дополнительные взносы к обычным пенсионным отчислениям.
По принятому в первом чтении варианту закона работодатели будут платить пенсионные взносы, составляющие соответственно 14,2% от заработной платы работников (по списку №1) и 6% (по списку №2). В список №1 входят занятые на подземных работах, на химических предприятиях с вредными условиями, в горячих цехах. Во список №2 внесены профессии с особыми, возможно, опасными условиями труда: водители городского транспорта, летчики, рыбаки и т.д. Правительство считает, что в среднем такого рода взносы составят всего 1,5% общего фонда оплаты труда, потому что не все работники даже на «вредных» предприятиях работают в опасных для здоровья условиях. Прозвучало предложение на величину взносов уменьшать процент налогооблагаемой прибыли.
У разработчиков закона свои доводы. Помимо обеспечения выплат досрочных и повышенных пенсий закон будет стимулировать работодателей улучшать условия труда, реорганизуя «вредные» производства.
Гораздо больше доводов у противников данных законодательных инициатив. Предприятия и так платят социальный налог, дополнительные отчисления просто увеличивают возложенную на них налоговую нагрузку. Работники на промышленных предприятиях с «вредным» производством и сейчас получают большие зарплаты, следовательно, отчисления в Пенсионный фонд выше, чем с других предприятий. Специалисты замечают, что принятие закона в существующем варианте может привести к тому, что предприятия будут снова уводить в тень заработные платы своих сотрудников.
Еще один вопрос, который решает закон, - это определение минимального стажа для получения повышенной пенсии. Многие депутаты считают несправедливым установление в данном случае временной планки в пять лет. Если человек был вынужден уйти с производства ранее этого срока, все начисления, произведенные предприятием в качестве дополнительных налогов, остаются у государства. Работник не получает ничего. Депутаты предлагают не ставить выплату досрочных пенсий в зависимость от стажа, а также дать возможность всем тем, кто выходит на пенсию раньше обычного возраста, получать вместо ежемесячной пенсии единовременную выплату.
Наконец, активно лоббируется возможность негосударственных пенсионных фондов иметь те же права в вопросе формирования обязательных профессиональных систем, что и государственный Пенсионный фонд.
Ожидается, что поправки в законопроекты будут рассмотрены Госдумой во время осенней сессии.