В Женеве проходит очередной раунд переговоров по доступу на рынки товаров и услуг в рамках переговоров о вступлении России в ВТО, в ходе которого состоится также неформальное заседание рабочей группы по присоединению России к ВТО.

Переговоры продлятся до 12 декабря, а заседание рабочей группы намечено на 10 декабря.

После неформального заседания рабочей группы станет ясно, сможет ли Россия начать работу над протоколом о присоединении РФ к ВТО уже с января следующего года.

Протокол о присоединении, приложениями к которому идут соглашения по доступу на рынок товаров и услуг с каждой отдельной страной-членом ВТО, является итоговым документом, который подписывают все страны-члены организации наряду с кандидатом на вступление в ВТО.

Россия ведет переговоры с 47 странами по установлению тарифных ставок на отдельные виды товаров, а также с 18 странами – по доступу на рынок услуг.

С наибольшими трудностями Россия сталкивается при переговорах по «чувствительным» секторам российской промышленности, в числе которых фармацевтика и сельское хозяйство.

Переговорная позиция России по услугам состоит в том, чтобы условия доступа иностранцев на российский рынок после вступления РФ в ВТО были бы жестче, чем предусмотренные нынешним законодательством.

Из 156 секторов услуг Россия хочет ужесточить требования по 150. Одним из немногих секторов, где Россия не намерена увеличивать количество требований, является страхование, однако даже здесь стороны далеки от компромисса. Дело в том, что по действующему законодательству, доля иностранного капитала в совокупном капитале страховых компаний может составлять не более 15 %.

Что касается других секторов по услугам, Россия, в частности, планирует отстаивать долю иностранного участия в уставном капитале российских банков на уровне 25 %, в уставном капитале операторов рынка ценных бумаг – до 75 %, тогда как действующее законодательство не предусматривает в этих областях никаких ограничений.

Обязательства страны определяют максимальный уровень ограничений для иностранных услуг, сверх которого государство в дальнейшем уже не сможет вводить новые, более жесткие ограничения в свою законодательную базу.