Вячеслав Емельянов, руководитель отдела автомобильных и авиационных бензинов ВНИИ НП, профессор, доктор технических наук, рассказал обозревателю RCC об основных приоритетах в развитии нефтеперерабатывающей отрасли и мероприятиях по повышению ее качественного уровня

- В последние годы государством приняты экономические и нормативные меры по модернизации нефтеперерабатывающей отрасли. Имеется ли конкретная отдача от этих мер?

- Да, приняты технический регламент и поправки в Налоговый Кодекс, введена стимулирующая шкала акцизов для моторных топлив. Но эффективность этих мероприятий низкая: глубина переработки нефти на НПЗ практически не увеличилась. А качество бензинов, хотя и повысилось, и стало значительно превышать требования существующего в стране автопарка, но российские бензины малоконкурентоспособны на мировом рынке. Потребность страны в автомобильном бензине покрывается, в том числе, за счет импорта из Белоруссии.

Но, пожалуй, главный фактор в этой сфере состоит в том, что в стране отсутствует стратегия развития автотранспорта. Хотя она в значительной степени определяет структуру российской нефтепереработки. Вдобавок, целевые программы, дорожные карты и четырехсторонние соглашения выполняются с задержкой по срокам.

Если в России в качестве автомобильного топлива для легковых автомобилей является бензин, как, например, в США, то следует делать упор на строительстве установок каталитического крекинга. Если, как в Европе, поощряется использование дизельного топлива, то, соответственно, требуется широкое внедрение установок гидрокрекинга.

- В последнее время всё больше прогнозов относительно структуры автотранспортного парка, также предлагается активный перевод на газ. Каковы Ваши оценки этих перспектив?

- Да, в последнее время вновь поднимается вопрос о переводе автотранспорта России на природный газ. Но какой ассортимент моторных топлив будет через 10 лет, исходя из планов по нефтепереработке и структуры спроса на топливо? Четких ответов пока нет. А в такой ситуации делать прогнозы потребностей страны в автомобильных бензинах до 2020-х и даже до 2030-х гг. – дело, по-моему, неблагодарное.

Напомню, что потребность в автотранспорте прогнозируется в зависимости от количества автомобилей, потребляющих бензин, и среднего годового пробега автомобиля. Но как увеличится к 2020 году парк автомобилей, работающих на бензине? И увеличится или снизится среднегодовой пробег автомобилей, в зависимости от цены на топливо и платежеспособности населения? Пока нет достоверных оценок и в этих «секторах». Для ответов на эти вопросы следует также учитывать тенденцию к снижению расхода топлива новыми моделями автомобилей.

- Вероятно, своего рода «базис» решения упомянутых вопросов, – это технологический уровень нефтепереработки?

- На мой взгляд, ради сохранения отечественной нефтепереработки как отрасли, необходимо ускорить ее модернизацию с освоением новых процессов глубокой переработки сырья. Целесообразно установить в законодательном порядке минимальную глубину переработки нефти по годам, например, довести ее к 2030 году до 90-95%. Следует устанавливать для нефтяных компаний не только квоты на экспорт нефти и нефтепродуктов, но также на глубину нефтепереработки.

Можно сконцентрироваться на комплексном развитии именно нефтепереработки. Даже если для этого придется отказаться, хотя бы временно, от добычи нефти в Арктике. К тому же, нефтяные компании вполне самодостаточны, чтобы провести необходимую модернизацию своих НПЗ.