26 октября комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента отклонить в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в часть II Налогового кодекса РФ", внесенный в нижнюю палату парламента депутатом Николаем Герасименко.

Это событие имеет непродолжительную, но весьма бурную предысторию. Впрочем, это не вызывает удивления: все понимают, что введение или отмена НДС существенным образом скажется на ценах на лекарства, что спровоцирует «цепную реакцию»: последуют изменения объема спроса, числа заявок от торгующих организаций производителям, объемов производства, что приведет к изменениям тех же цен, и далее – по цепочке... Всё это не может не волновать как рядовых потребителей фармацевтической продукции, так и ее производителей.

Вторая часть существующего сегодня налогового кодекса содержит главу 21 «Налог на добавленную стоимость», один из пунктов которого освобождает от налогообложения реализацию ряда медицинских товаров, в том числе:

«…важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств, включая лекарства - субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, за исключением сырья (материалов) для их производства, витаминизированной и лечебно - профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности, бытовых дезинфицирующих, инсектицидных и дератизирующих средств, подгузников, репеллентов, товаров ветеринарного назначения, тары и упаковки; важнейших и жизненно необходимых изделий медицинского назначения; важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники».

Именно формулировка «важнейшие и жизненно необходимые» вызвала столь бурную реакцию и жаркую дискуссию. Впрочем, и сам факт введения НДС на лекарственные средства получил отпор со стороны специалистов фармацевтической промышленности.

Во-первых, предупреждают они, введение этого налога вызовет к жизни лекарственный «черный рынок» и спровоцирует появление фальсифицированных лекарств в огромных количествах.

Во-вторых, само удорожание лекарств замедлит оборот средств в сфере фармацевтической индустрии, а необходимость удержать оборотные средства на прежнем уровне приведет к повышению цен еще не менее, чем на 30% (методика этих расчетов rcc.ru не известна).

В-третьих, изменится структура ассортимента лекарственных средств – в сторону увеличения доли более дешевых (а в ряде случаев и менее эффективных) средств, тем более, нельзя будет ожидать существенного импортозамещения, на которое весьма рассчитывала наша фармацевтическая индустрия.

В-четвертых, неопределенность формулировки приведет к росту коррупции среди тех, кто должен определить, какое средство является «жизненно необходимым», а какое – нет.

Приводится еще множество доводов, которые, в сущности, являются вариациями уже перечисленных.

Как следствие, в декабре прошлого года депутат Николай Герасименко предложил законопроект, предполагающий освобождение от налогообложения все без исключения «лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинскую технику».

Праведный гнев законодателей и желание защитить материально необеспеченные слои население, в первую очередь пенсионеров, вполне понятно. Но если законотворческая инициатива вызвана исключительно заботой о рядовых гражданах, то чем можно объяснить внесение Геннадием Куликом, Сергеем Штогриным, Владимиром Никитиным законопроекта, предусматривающего взимание НДС с импортных готовых лекарств первой необходимости, аналоги которых производятся на территории РФ? Вряд ли повышение цен на импортные лекарства не спровоцирует подорожания отечественных средств. Документ, по мнению его авторов, направлен на поддержку отечественной фармацевтической промышленности и одновременно делает менее выгодным импорт готовых лекарств из-за границы.

Дальше всех пошел представитель фракции "Единство" Владимир Быков, предложивший освободить от НДС реализацию на территории РФ всех товаров, относящихся к лекарственным средствам, изделий медицинского назначения, медицинской техники, а также все операции в сфере оборота этих товаров (в том числе научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую и другие виды деятельности). По мнению авторов, принятие законопроекта позволит избежать ухудшения финансового состояния фармацевтических предприятий, которое вызвано изъятием части оборотных средств в счет оплаты НДС и повышением цен на лекарственные средства.

Свою точку зрения высказало правительство – в лице заместителя министра финансов РФ Михаила Моторина, считающего, что введение льготного налогообложения для предприятий медицинской промышленности носит отраслевой характер и нарушает принцип равенства и справедливости налогообложения для всех категорий налогоплательщиков. Кроме того, по мнению господина Моторина, ставка НДС не окажет существенного влияния на уровень цен.

Результатом этой дискуссии было отклонение думским комитетом всех вышеперечисленных предложений и рекомендация Думе сохранить нынешнее законодательства, в соответствии с которым Новый год принесет нам 20-процентную ставку НДС на все лекарственные средства кроме тех, которые войдут в правительственный список.

Создается впечатление, что в России пока еще не выработана единая стратегия: либо поддержка собственного производителя, либо облегчение финансового бремени рядового потребителя. Очевидно, что одновременное решение этих двух задач нашей стране не по силам.

Представляется, что верное решение лежит в плоскости дифференциации не столько лекарств в зависимости от степени их жизненной важности или страны происхождения, а потребителей этих средств: оказание адресной материальной поддержки конкретным категориям нуждающихся – в том числе из тех средств, которые государство получит от введения НДС.

Еще одним – и, возможно, еще более важным направлением может стать учет зарубежного опыта по расширению и укреплению страховой медицины. Именно страховые компании могли бы взять на себя бремя помощи нуждающимся, а государственные средства могли бы поступать в фонды обязательного бесплатного страхования.