Международная конференция «География, культура и общество для будущего Земли», состоявшаяся 17-20 августа в МГУ им. Ломоносова, отметила растущее негативное воздействие добычи, транспортировки и переработки нефтегазового сырья на условия жизни аборигенных народов. По оценкам форума, до 70% общемировых нефтегазовых запасов сосредоточено в районах проживания этих народов. А наиболее негативный тренд в данной сфере ожидается в приарктических регигонах, в связи с развитием там добычи, переработки, транспортировки углеводородов.

Татьяна Красовская, доктор географических наук (МГУ), уточнила обозревателю RCC, что «усиливается роль Севера России как основной в РФ нефтегазосырьевой базы. Она осваивается в основном экстенсивными и природоущербными методами. Поэтому в регионе в сфере природопользования нередко возникают конфликты аборигенных народов с нефтегазовым бизнесом или с местными властями. Эти проблемы начинают смещаться в северные районы Ханты-Мансийского округа и Ямало-Ненецкий округ в связи с новыми нефтегазовыми проектами в тех районах».

Кроме того, всё более актуальны «проблемы комплексной экологической реабилитации почв и гидросферы на Севере страны в связи разливами нефти, утечками других видов топливной продукции, прорывами трубопроводов. А также ввиду неполного освоения месторождений, их «забрасывания» после извлечения легкодоступного сырья. Экологическая ответственность нефтегазового бизнеса нередко сводится к компенсационным и т.п. платежам. Но их размер не всегда адекватен реальному ущербу от экстенсивных схем освоения и транспортировки углеводородов. Схожие проблемы и в других странах, где основная часть добываемого сырья тоже сосредоточена в «аборигенных» районах».

Юлия Логинова, эксперт по вопросам регионального экономического развития (Университет Мельбурна, Австралия), уточнила RCC, что обозначенные вопросы «целесообразно решать в рамках широкого международного сотрудничества. В Австралии накоплен опыт соответствующих исследований и решений, а сохранение среды обитания аборигенных народов - общемировая проблема. Из-за активного вторжения сырьевых компаний в сферу жизнедеятельности этих народов.

В ряде районов Австралии, где обитает аборигенное население, - максимальный уровень самоуправления для сохранения традиционных условий жизни аборигенов. Нормативно-законодательная система Австралии едва ли позволяет сырьевому бизнесу игнорировать наносимый им ущерб природе и аборигенам. Эти вопросы могут быть сферой сотрудничества Австралии и России, тем более, что обе стороны взаимодействуют по тем же вопросам в профильных международных структурах. Так как степень глобализации этих проблем растет, их решение не должно зависеть от «санкционных» факторов».

Ибрагим Данкани (Нигерия, эксперт Университета г. Кано по вопросам энегоснабжения и природопользования в городских агломерациях) обратил внимание «на растущую взаимозависимость природно-климатических условий и технологий освоения нефтегазовых, других сырьевых месторождений. Изучение этой взаимозависимости, - уточнил г-н Данкани RCC, - актуально для большего числа стран-экспортеров углеводородного сырья и продуктов его переработки. Эта проблема тоже глобальная и потому требует более широкого международного сотрудничества. Но в этом секторе требуется, прежде всего, наладить регулярный обмен информацией, чтобы «выходить» на конкретные двух- или многосторонние проекты по уменьшению влияния добывающих отраслей на климат».

По оценкам участников форума, доля «аборигенных» районов в общем объеме добычи и транспортировки углеводородного сырья, например, в Канаде, Австралии, Либерии, Судане, Перу, Боливии, Парагвае превышает 80% (в каждой из этих стран); примерно столько же – в России, ЮАР, Индонезии. В США, КНР, Норвегии, Швеции, Бразилии, Индии этот показатель – максимум 50%; в странах Ближнего и Среднего Востока - не выше 25%.