Закрытие НПЗ, портов и нефтепроводов севера Мексиканского залива из-за тропического шторма "Харви" ощущается по всей стране и за ее пределами. Это стало следствием энергетического бума в стране, в результате которого США и весь мир становятся все более зависимыми от нефтегазовой инфраструктуры Техаса, сообщает Dow Jones со ссылкой на The Wall Street Journal.
В связи со штормом в среду на северном побережье залива закрылся третий НПЗ, причем в ближайшее время может приостановить работу еще один завод. Пострадали более десятка НПЗ, включая два крупнейших в стране – Motiva, принадлежащий Saudi Arabian Oil Co., и Baytown, принадлежащий Exxon Mobil Corp. Согласно IHS Markit, на совокупную долю этих НПЗ приходится более 30% общих нефтеперерабатывающих мощностей в США.
Согласно аналитикам, по состоянию на среду загруженность нефтеперерабатывающих мощностей в Техасе была сокращена более чем на 3 млн баррелей в день, что превышает дневное потребление нефтепродуктов в Бразилии. В среду три закрытых НПЗ заявили, что они либо возобновляют работу, либо только планируют это сделать.
Ситуация еще больше осложняется закрытием портов. Порт Хьюстона предупредил, что, вероятно, будет закрыт для больших судов как минимум до субботы. По заявлениям Береговой охраны США, потребуются недели, чтобы крупные суда и нефтяные танкеры смогли безопасно передвигаться по заливу Хьюстона. В Бюро таможенного и пограничного контроля США отметили, что порт останется закрытым для крупных судов в "обозримом будущем".
Распространение наводнения также привело к риску взрыва на химическом предприятии Arkema, расположенном в 25 милях к северо-востоку от Хьюстона. Во вторник на предприятии была проведена эвакуация, а населению, проживающему в радиусе полутора миль от завода, было рекомендовано как можно скорее покинуть эту зону. В среду в Arkema сообщили, что “не обладают никакими средствами для предотвращения” возможного крупного взрыва и пожара. Наводнение привело к разморозке материалов, которые могут взорваться, если не находятся в охлажденном состоянии.
Инфраструктура в районе Хьюстона может понести ущерб от шторма “Харви” в размере порядка 10 млрд долларов, при этом существенная доля потерь придется на нефтегазовую отрасль, отметил экономист Moody's Analytics Адам Каминс. Между тем производственные потери компаний, в том числе в нефтегазовой отрасли, могут также достигнуть 10 млрд долларов, считает Каминс.
Приостановка нефтеперерабатывающих операций привела к резкому росту цен на бензин и другие нефтепродукты, в особенности в районе Мексиканского залива. При этом воздействие дефицита нефтепродуктов может ощутить на себе вся страна, которая получает топливо с побережья Мексиканского залива. Ожидается, что дефицит затронет районы от Остина до Атланты и Чикаго, утверждают аналитики.
Некоторые бензозаправки уже сообщают о нехватке топлива и панических покупках бензина, рост цен на который в разных городах США составил от 5 до 30 центов за галлон, отметили некоторые аналитики.
Рекордные наводнения также ограничили работу трубопроводов и других элементов логистической сети, которые необходимы для транспортировки топлива от НПЗ до заправочных станций. Так, Colonial Pipeline не позже четверга планирует временно закрыть трубопровод протяженностью 5500 миль от Хьюстона до Нью-Джерси, а оптовый поставщик бензина Mansfield Oil ожидает ограниченного предложения топлива вплоть до Мэриленда.
“По сути, последствия (шторма) в той или иной степени затронут около трети страны”, - считает Марк Эндерль из TAC Energy.
Закрытие НПЗ в Техасе также может сказаться на мировых рынках в связи с возросшим влиянием на них со стороны США.
На протяжении многих лет ураганы в районе Мексиканского залива нарушали поставки американской нефти и нефтепродуктов, зачастую содействуя росту цен на бензин и нефть на внутреннем рынке. Однако благодаря сланцевой революции США стали мировым лидером по экспорту нефтепродуктов.
"Ураган "Харви" демонстрирует, насколько значимыми и видоизмененными стали риски и восстановительная способность нефтедобывающего района Мексиканского залива для мирового нефтяного сектора в сланцевую эпоху", - отметил Джейсон Бордофф, директор Центра глобальной энергетической политики при Колумбийском университете.
Побережье Мексиканского залива стало международным нефтеперерабатывающим центром, экспортирующим бензин в Мексику и Бразилию, а также дизельное топливо – в Европу. Если такие страны, как Великобритания, возможно, будут снабжать США бензином, страны-импортеры будут вынуждены ввозить топливо по более высоким ценам
В 2005 году, когда на США обрушился ураган "Катрина", страна являлась крупнейшим в мире импортером бензина и других нефтепродуктов. Теперь же ситуация изменилась, США стали мировым лидером по экспорту нефтепродуктов. Штаты по-прежнему остаются нетто-импортером нефти, однако в ближайшие 10 лет, благодаря росту буровой активности в сланцевом секторе, они станут крупнейшим в мире экспортером легкой малосернистой нефти и в какой-то момент даже смогут сравняться с Ливией и Нигерией по суммарному объему поставок из этих двух стран, отметил Эд Морзе из Citigroup.
В ближайшие годы США намерены нарастить экспорт сжиженного природного газа, в связи с чем ураганы могут оказывать более ощутимое воздействие на мировые поставки энергоносителей, добавил Морзе. Избыток природного газа, возникший на фоне роста буровой активности в сланцевом секторе, привел к началу экспорта СПГ из США. К 2030 году экспорт американского СПГ может превысить 12 млрд кубических футов в день против 500 млн кубических футов в день в прошлом году, согласно данным Управления энергетической информации (EIA).
"Предполагалось, что превращение США в крупного экспортера нефти уменьшит волатильность на рынке, но на самом деле происходит наоборот", - заметил Морзе.
Если говорить о порте Хьюстона, то ущерб непосредственно от шторма был небольшим. Однако для того, чтобы достичь порта, судам нужно пройти Хьюстонский судоходный канал.
Проход по каналу может открыться лишь через несколько дней или даже недель, так как Береговой охране нужно расчистить его от мусора и удостовериться в том, что глубина канала достаточна для прохода крупных судов. Но даже если порт будет принимать суда, затопленные автомобильные и железные дороги могут помешать разгрузочным работам.
Закрытие порта отражается на ряде отраслей. Продажи в ресторанах и розничных сетях могут упасть на неделю и более, так как многие торговые точки в районе Хьюстона временно закрылись. Некоторые магазины, возможно, не смогут поддерживать складские запасы, так как хьюстонский порт, а также окрестные автодороги и железнодорожные пути затоплены.
Хьюстонский порт является одним из крупнейших в США по контейнерным перевозкам. Порт Корпус-Кристи, через который идет большая часть экспорта нефти и других энергоносителей, также закрыт для большинства судов, отмечает Прайм.