Проблемы с запуском четвертой линии «Ямал СПГ» НОВАТЭКа могут привести к отставке Евгения Кота — зампреда правления компании и директора по СПГ. Проект стоимостью $0,5 млрд уже больше года не может перейти к промышленной эксплуатации, что вызывает недовольство главы компании Леонида Михельсона. Впрочем, аналитики отмечают, что в мировой СПГ-индустрии срывы сроков ввода — скорее типичное явление.
Зампред правления НОВАТЭКа — директор по СПГ Евгений Кот может вскоре покинуть компанию, сообщил телеграм-канал «Газ-батюшка» и подтвердили источники “Ъ”. Его уход может быть связан с задержкой запуска четвертой линии СПГ-завода «Ямал СПГ» мощностью 0,9 млн тонн. Предполагалось, что линия будет введена в четвертом квартале 2019 года, однако промышленное производство СПГ пока так и не началось. Собеседники не исключают и других отставок. В НОВАТЭКе на запрос не ответили.
Господин Кот работает в НОВАТЭКе с 2002 года, в 2009–2011 годах занимал пост зампреда правления — директора департамента по развитию СПГ-проектов, в 2010–2014 годах возглавлял совет директоров «Ямал СПГ», в 2014–2018 годах работал гендиректором СПГ-завода. В конце 2018 года, когда три основные линии «Ямал СПГ» были запущены, Евгений Кот вернулся на позицию зампреда — директора по СПГ.
Сложность четвертой линии «Ямал СПГ» заключается в том, что она полностью построена на российском оборудовании по впервые примененной собственной запатентованной технологии НОВАТЭКа «арктический каскад». Собеседники уже несколько месяцев говорят о том, что четвертая линия не может перейти от пусконаладки к промышленной эксплуатации из-за наличия некоей фундаментальной проблемы. В чем конкретно заключается проблема, собеседники объяснить затрудняются. 23 апреля глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон заявлял, что ожидает запуска четвертой линии «в ближайшие две-три недели». В январе 2019 года он сообщал, что стоимость строительства четвертой линии «Ямал СПГ» составляет около $0,5 млрд.
При этом НОВАТЭК пока решил отказаться от дальнейшего тиражирования технологии «арктического каскада», которую он предполагал применить для более крупного проекта — «Обского СПГ» с двумя линиями по 2,5 млн тонн. Компания может перепрофилировать «Обский СПГ» в Сабетте (4,8–5 млн тонн) под производство аммиака.
При этом аналитики отмечают, что, хотя задержка четвертой линии «Ямал СПГ» ярко контрастирует с первыми тремя линиями, которые НОВАТЭК ввел раньше срока, в глобальной СПГ-индустрии срывы сроков и превышение бюджета часто встречаются. Екатерина Колбикова из Vygon Consulting напоминает, что по разным причинам примерно 68% проектов СПГ в мире вводятся с задержками, а средний перерасход бюджета составляет 35%. В основном это связано с проблемами технического характера уже на этапе пусконаладочных работ. К примеру, на заводе Elba Island в США, где также впервые испытывалась новая технология модульного строительства, разработанная Shell (десять линий по 0,3 млн тонн каждая), запуск задержался почти на год. В среднем же пусконаладочные работы обычно занимают 4–5 месяцев. Сергей Капитонов из МШУ «Сколково» напоминает о судьбе австралийского проекта Gorgon мощностью 15,6 млн тонн, который произвел первый СПГ на полтора года позже заявленного срока, а смета выросла на 54%, до $54 млрд. Другой пример — плавучий СПГ-завод Prelude (3,6 млн тонн), который Shell ввела на два года позже запланированного срока с ростом сметы с $11 млрд до $15 млрд.