В то время «Бифидумбактерин» был дефицитом, выписывался только для детей раннего возраста. Спрос был не удовлетворен, «Партнер» нашел свою нишу. Сейчас конкуренция на рынке, конечно, очень большая (около 20 предприятий производят сходные препараты), приходится находить всегда что-то новое, чтобы оставаться лидером.
«Бифидумбактерин» - пробиотик первого поколения, который существует на рынке около 50 лет. «Партнер» выпускает пробиотик четвертого поколения «Бифидумбактерин Форте». Преимущества препарата очевидны. Он обладает свойством адгезии на слизистую оболочку кишечника, сохраняет активность бифидобактерий при прохождении через агрессивную среду желудка и тонкой кишки, что уменьшает срок курсового лечения в 2 раза. Лекарство выпускается с 1996 года, тем не менее, российский потребитель не спешит отказываться от использования пробиотиков первого поколения. «Партнер» вынужден сохранять линии производства «Бифидумбактерина», когда выгоднее было бы наращивать мощности по производству более современного препарата.
Заместитель генерального директора Антонина Ивановна Зинина объясняет это неудачным названием препарата. В сочетании «Бифидумбактерин Форте» покупатель запоминает лишь первую часть. К тому же врачи в большинстве своем консервативны, советуют принимать именно старый препарат. «Партнер» видит решение этого вопроса в проведение семинаров, консультаций, но в масштабах страны работа выглядит неподъемной. Государство не выделят средств на подобную работу, сами же компании не могут позволить себе такого. Горячие линии, реклама в метро рассчитаны на потребителя, но он скорее станет доверять лечащему врачу.
У ЗАО «Партнер» есть возможность производить собственные научные исследования, следовательно, есть возможность внедрять в производство новые препараты. Новый препарат «Пробифор» направлен на лечение острых кишечных инфекций без применения антибиотиков, что исключает характерные для антибиотико- и химиотерапии осложнения (псевдомембранозный колит, дисбактериоз и атонию кишечника). Препарат уже находится в продаже. На стадии завершения разработки находится препарат «Кальцидум Детский» - первый российский минералопробиотик. Его можно давать детям с месячного возраста. Препарат содержит лиофильно высушенную микробную массу бифидобактерий, иммобилизованную на частицах активированного угля, кальция глюконовой кислоты, лактозу. Содержание лактозы незначительно, поэтому препарат можно применять у детей с лактозной недостаточностью.
Еще одно решение, найденное компанией для поддержания производства лекарств – продажа биомассы предприятиям, специализирующимся на производстве кисломолочных продуктов. Так родилась марка «Бифидок», под таким именем выпускается, например, всем известный кефир, а теперь и сметана. Это один из первых экспериментов в стране. Ранее выпускался «Бифилин», но после массовых отравлений в Кунцевском районе еще в 1978 году было запрещено выпускать данный продукт. На основе бифидобактерий выпускаются и препараты для ветеринарии.
Технология производства препаратов сложна, требует больших затрат. Любопытный факт: с середины июля по середину августа бактерии, использующиеся в производстве лекарств, попросту не растут, или процессы роста замедляются, получается менее активная биомасса. Таков жизненный цикл бактерий. Раз это живые существа, то и упаковка должна быть совершенной. Еще одна головная боль производителя.
Разработка нового препарата занимает достаточно много времени. Еще больше времени занимает сертификация лекарства, проверка контролирующими органами. Даже действующие средние по величине предприятия сталкиваются с бюрократией. К тому же лекарства – продукция, требующая пристального внимания. Компания сама проводит контроль качества, но всегда работа проверяется Институтом стандартизации и контроля.
Введение налога на лекарства также, безусловно, ударило по производителю. Раньше предприятия, производящие лекарственные препараты, не платили не только НДС, но и налог на имущество. НДС подкашивает еще до того, как поступили лекарства, потому что предприятия в основном работают с отсрочкой платежей. Распространением лекарств занимается сам «Партнер», работая напрямую с аптеками. Не все способны платить наличными, некоторые работают по бартерным схемам, поэтому в компании появился аптечный склад и сформировался дистрибьюторский отдел, работающий даже со странами СНГ. Это тоже способ выжить. Конкуренция на этом рынке значительно выше, поэтому компания и не стремится расширять этот вид деятельности.