Расширение западных санкций в отношении нефтегазового оборудования, поставляемого в Россию, фактически распространилось на сферу энерго- и природосбережения в РФ. Из-за этого в стране усугубляются экологические проблемы. Те же последствия имеет закрытый для российских компаний доступ к внешнему финансированию. Но влияние нефтегазового сектора и энергетики на биосферу – трансграничное. Поэтому российская сторона будет инициировать, по линии ООН, исключение означенных секторов из режима санкций. Это отмечалось на конференции «Экология: международные задачи», состоявшейся 27 июля 2015 года в Москве.

Первый зампредседателя Всероссийского общества охраны природы (ВООП) Элмурод Расулмухамедов отметил, что высокая доля импорта в природоохранных проектах нефтегазовых компаний РФ и «замораживание» многими из них энерго-/природосберегающих проектов, обусловленное санкциями, могут привести и к возврату старых, экологически ущербных технологий. Поэтому «ВООП выступает с инициативой исключения из санкций экологически значимых проектов. Для чего требуются соответствующие механизмы и процедуры».

Э.Расулмухамедов пояснил RCC, что «ответственны за складывающуюся ситуацию, прежде всего, США, ЕС и Япония, ограничившие для России доступ к международным финансовым рынкам, передовым природоохранным и энергоэффективным технологиям. Это негативно сказывается и на участии РФ в решении глобальных экологических проблем, связанных с энергетикой: от снижения рисков при добыче углеводородов в Арктике до сокращения выбросов парниковых газов. Многие из поставляемых в РФ нефтегазовых, природоохранных и других технологий создавались еще в последние советские годы, когда специалисты вместе со своими разработками были вынуждены уехать за рубеж.

Достаточно посмотреть, что стало, к примеру, с экосистемой побережья Ливии, иранского сектора Персидского Залива, ряда районов Карибского бассейна, чтобы оценить долговременные последствия инвестиционно-технологических санкций против многих стран. Но в ряде случаев экологический сектор не включался в санкции» (например, в отношении «нефтегазовых» Ирака, Судана и Мьянмы; Южной Родезии, ЮАР.  - прим. ред.). 

Поэтому, как считает Э.Расулмухамедов, имеются прецеденты для той же практики и в российском «случае». Что касается легитимности санкций, «они могут вводиться только по решению ООН».

Относительно динамики выбросов парниковых газов руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН Сергей Рогинко отметил, что «их в США, например, планируют снизить на 26% к 2020 г., но в сравнении с 2005 г., когда их уровень был максимальным в США. Российский план – сокращение на 25% к 2020 г., но от уровня 1990 г., когда уровень  выбросов в стране был минимальным».

Как отмечалось на форуме, совместно с международным экспертным сообществом планируется уточнить конкретный ущерб от санкций в биосфере РФ. И выступить в рамках ООН с предложением вывести энерго- и природосбережение из санкционного режима против каких-либо стран. Инициативу намечено озвучить на Конференции ООН по климату в Париже в декабре этого года.

По оценкам российского Центра международной торговли (2015 г.), реальное сокращение поставок в РФ из стран Запада нефтегазового оборудования составило 11% по стоимости. В большей мере сократились поставки из Канады, Норвегии, Австралии - производителей и экспортеров технологий для шельфовых и других труднодоступных месторождений.