Саудовская Salic покупает сингапурскую Olam Agri, а вместе с ней и Азовский зерновой терминал. По разным данным, он способен переваливать от 800 тыс. тонн до 1,4 млн тонн зерна в год. Одни эксперты говорят, что сделка открывает Саудовской Аравии двери на российский сельхозрынок.
Другие считают, что саудитов привлек вовсе не Азовский зерновой терминал и российские активы не главные в этой сделке. Собрали все, что известно об истории терминала и переговорах вокруг него.
Olam пока думает: окончательные условия не согласованы
Компания из Саудовской Аравии Salic (Saudi Agricultural & Livestock Investment Co.) близка к сделке по приобретению сингапурской Olam Agri. Об этом сообщает Bloomberg.
Olam Agri — дочерняя компания одного из крупнейших в мире трейдеров сельскохозяйственных товаров Olam Group Limited.
Salic — подразделение Государственного инвестиционного фонда Саудовской Аварии, которое стремится обеспечить продовольственную безопасность королевства, инвестируя внутри страны и за рубежом.
На сегодняшний день Salic уже владеет 35,43% Olam Agri. Сделка была заключена в 2022 году. Ее сумма составила $1,24 млрд. Теперь же саудиты могут полностью выкупить сингапурскую компанию.
В Olam Group Limited подтвердили, что получили от Salic предложение о покупке подразделения, и заявили, что рассматривают и обсуждают возможность такой сделки. Окончательные условия или официальная юридическая документация не согласованы, подчеркнули в компании.
Как пишет Bloomberg, стоимость Olam Agri, которая обсуждается в переговорах, составляет около $4 млрд. Представитель Salic отказался от комментариев, сообщает издание. По данным азиатского медиа The Asia Live, соглашение находится на продвинутой стадии.
Через покупку Olam Agri саудиты могут получить доступ и к российским активам. Среди прочих объектов, сингапурской компании принадлежит Азовский зерновой терминал. Если сделка состоится, он перейдет в собственность Salic. Об этом пишет Эксперт.Юг со ссылкой на «Интерфакс».
Место российских активов в сделке
По словам основателя международной агроторговой компании AGS Акима Талибова, сделка — часть международной экспансии и усиления присутствия ближневосточных компаний на мировых рынках:
«Примером может служить DP World — эмиратская компания, которая активно скупает порты по всему миру и уже является одним из крупнейших владельцев портовых активов».
Как отмечает участник рынка, Саудовская Аравия сегодня активно инвестирует в различные международные активы. Это позволяет ей обеспечивать себя более дешёвой и эффективной агропродукцией со всего мира и поддерживать свою продовольственную безопасность.
«Компания Olam продолжит торговать по всему миру, и Саудовская Аравия просто будет присутствовать в этой отрасли. В настоящее время многие правительства стремятся иметь зерновые компании с государственным участием. Например, в России есть Деметра и ОЗК, которые активно участвуют в экспорте сельскохозяйственной продукции. В Турции и Египте существуют государственные компании, которые занимаются закупками зерна и влияют на рынок. Саудовская Аравия тоже решила активнее участвовать в этой отрасли, приобретя крупную международную компанию», — говорит Аким Талибов.
Азовский терминал будет использоваться, как и прежде, уверен предприниматель.
«Азов имеет свою специфику, через него могут идти определенные виды грузов. В любом случае, это будет пшеница, возможно, кукуруза и ячмень».
Покупка не скажется на объемах потребительского рынка в России, так как Olam занимается исключительно торговлей и логистикой, считает Аким Талибов.
«Важно понимать, что саудиты изначально проявили интерес не к приобретению зернового терминала, а к международной компании Olam Agri, которой принадлежит Азовский зерновой терминал», — подчеркивает собеседник.
Компания является международным конгломератом, который специализируется на производстве, торговле и логистике продуктов питания. Это один из лидеров в торговле масличными культурами, организация располагает собственными портами и элеваторами по всему миру.
«Olam изначально была основана в Нигерии и исторически имеет очень высокое присутствие в Африке, особенно на рынках какао, бобов и кофе. Olam является одним из крупнейших игроков на рынке пальмового масла».
Председатель правления Союза экспортеров и производителей зерна Эдуард Зернин, наоборот, считает сделку знаковой для российского рынка. По его словам, Salic в последние годы активно искала инвестиционные возможности в российском агросекторе.
«Знаковая сделка, без преувеличения, которая открывает Саудовской Аравии двери на российский сельхозрынок. Через приобретение Olam Agri саудиты получают контроль над Азовским зерновым терминалом на малой воде. Теперь, после покупки Olam Agri, можно говорить, что саудиты выходят на наш рынок», — цитирует Эдуарда Зернина «Интерфакс».
Один из российских трейдеров на условиях анонимности рассказал Эксперту.Юг, что пока не видит оснований говорить о том, что Саудовская Аравия основательно заходит на российский рынок:
«Пока это только одна сделка, покупка одного терминала. Кроме того, мы не знаем, как новый владелец планирует использовать его. Он может сам заниматься закупкой сельхозпродукции и загрузкой терминала, может сдавать его в аренду одной компании, а может запускать туда разных игроков».
История терминала
«Азовский зерновой терминал» был построен Valars Group — это российская аграрно-торговая компания, существовавшая в период с 2006 по 2013 годы. В 2010 году терминал продали группе «Росинтерагросервис», одному из крупнейших экспортеров зерновых в то время, но после введения зернового эмбарго она не смогла обслуживать банковские кредиты, и компании группы начали банкротиться. На «Азовском зерновом терминале» было введена процедура наблюдения. Кредитором предприятия сначала был банк «Петрокоммерц», а затем кипрская Masterking Trading. В 2012 году объект выкупила Olam.
В 2016 году Olam заявила о том, что инвестирует в Азовский зерновой терминал 700 млн рублей. Результатом модернизации заявлялось удвоение производственных мощностей. На тот момент объем перевалки на Азовском зерновом терминале превышал 790 тысяч тонн зерновых в год. Сейчас, по данным портала «Агроинвестор», его годовые мощности рассчитаны на перевалку до 1,4 млн т зерна. Предполагалось, что после реконструкции комплекс оборудования погрузки на воду увеличит свою производительность почти в два раза — до 600 тонн в час, объем единовременного хранения вырастет с 48 тыс. тонн до 61 тыс. тонн. Кроме того, увеличатся объем отгрузки и автоприёма зерновых.
Среди последних новостей об объекте, известно, что на период с 15 февраля по 30 июня 2023 года «Азовский зерновой терминал» получил экспортную квоту на вывоз 413,2 тыс. тонн. зерна. По итогам 2023 года ООО «Азовский зерновой терминал» выручил почти 13,5 млрд рублей, сохранив показатели на уровне 2022 года. Чистая прибыль при этом сократилась в 2,5 раза, до 142,9 млн рублей.