В англоязычных странах слово «каучук» не употребляется, сырье для производства резины называется «natural rubber». В русский язык это слово попало из немецкого (Kautschuk) и французского (coutchouc) языков (которые, в свою очередь, взяли название из испанского, воспринявшего слово из индейского языка кечуа, означавшее «сок, текущий из дерева»).

В одном из советских энциклопедических словарей начала 1950-х годов про каучук говорится следующее: «Каучук натуральный, высокомолекулярный полимер углеводорода изопрена, содержащий смолистые и белковые вещества. Добывается в основном из млечного сока (латекса) каучуконосных растений. При подкислении латекс свертывается, комки выделяющегося каучука натурального промывают и вальцуют в форме листов. Каучук натуральный обладает пластическими свойствами. Для закрепления определенной формы каучук натуральный в изделиях подвергают вулканизации, добавляя к нему серу и другие вещества и нагревая его до 120–130 градусов. При этом каучуковая смесь превращается в эластичную резину». Про каучук синтетический говорится, что он производится из различных ненасыщенных углеводородов. Особо отмечается, что впервые в широких масштабах синтетический каучук начал вырабатываться именно в СССР, после того как первый промышленный способ его изготовления изобрел в 1928 году советский ученый Лебедев, который производил его из винного спирта.

Для советских граждан такие разъяснения относительно натурального каучука были важны в том смысле, что как раз в 1950-х годах в большую моду вошла обувь на светло-бежевой подошве из каучука. При желании они могли бы установить, что каучук СССР закупает в Индонезии, с которой до 1965 года у советских властей были замечательные отношения (достаточно вспомнить популяризацию этими властями песни «Моя родная Индонезия»). Между тем именно эта страна — один из ведущих каучукопроизводителей в мире. Другими ведущими производителями являются Шри-Ланка и Малайзия (вместе эти три страны производят более 90% всего каучука в мире).

Перенос производства из Латинской Америки в Южную и Юго-Восточную Азию обеспечили британцы. После того как в 1770 году британский химик Джозеф Пристли обнаружил, что привезенный из Южной Америки каучук способен выступать в качестве ластика, стирающего карандашные заметки (от слова «rub», «стирать», и произошло английское название «rubber»). В 1771 году английский промышленник Сэмюэль Пил запатентовал способ пропитки тканей каучуком, чтобы сделать их водонепроницаемыми, а в 1823 году британский химик Чарльз Макинтош наладил в Глазго массовое производство плащей из таких тканей, которые с тех пор носят его имя. Чтобы не импортировать каучук из Бразилии, в 1876 году британский путешественник Генри Викем контрабандой вывез оттуда 70 000 семян бразильской гевеи, главного каучуконоса в мире. Затем семена были высажены на Шри-Ланке, а позднее — в Малайзии и Индонезии. А еще до этого, в 1836 году, американский изобретатель Чарльз Гудьир придумал, как улучшить качество каучука с помощью вулканизации.

И вот неделю назад компания, названная по имени изобретателя вулканизации Goodyear Tire & Rubber Co. (крупнейший в США и третий в мире производитель шин), объявила, что в прошлом году за девять месяцев она продала на мировом рынке шин на $11,9 млрд, потерпев убытки на $482 млн, а за девять месяцев этого года продажи составили $13,8 млрд, принеся убытки еще на $39 млн. И все эти убытки возникли исключительно из-за того, что с начала 2009 года мировые цены на натуральный каучук выросли почти в три раза (только за третий квартал нынешнего года на росте каучуковых цен компания потеряла $381 млн). При этом Goodyear Tire & Rubber Co. особо отметила, что из употребляемого ею для производства шин каучука ровно половина является натуральным.

Из подобных заявлений шинопроизводителей (которые к тому же заявляют, что продажи шин растут из-за роста спроса на них) потребители во всем мире могут сделать вывод, что эти компании, не желая нести убытки и уже не очень опасаясь падения спроса, просто перенесут издержки каучукового ценового роста на автовладельцев, повысив цены на шины.

Надо заметить, что в современных условиях рекорд за рекордом бьют не только каучуковые цены, но и, скажем, цены на хлопок, которые с начала 2009 года почти утроились и превысили к началу прошлой недели $1,5 за фунт (454 г). Между тем, что такое хлопок, не нужно было объяснять гражданам ни в начале 1950-х годов, ни сейчас. Как и то, что рекордные цены на него в конечном счете также будут перенесены на потребителей (тем более что хлопковые производители отмечают сейчас значительный рост спроса на мировом рынке, так что изготовителей изделий из хлопка не испугает опасность снижения их потребления в связи с повышением цен).

Собственно, производители и торговцы сейчас прямо об этом заявляют. Скажем, Карл Макфэйл, руководитель британской сети New Look, которая имеет 1000 магазинов модной одежды в Великобритании и других странах, на прошлой неделе отметил, что из-за роста мировых цен на хлопок будет вынужден непременно повысить розничные цены на одежду. Более того, Макфэйл заявил, что рост цен на хлопок по значимости для экономики сравним с нынешними планами британского правительства повысить налоги с целью сбалансировать государственный бюджет. Иными словами, вместе с обычными повышенными налогами граждане будут платить своеобразный налог на хлопок, правда, этот налог пойдет не в бюджет, а в карман игроков на мировом хлопковом рынке, cообщает «Коммерсантъ».

Со своей стороны, руководитель Next — еще одной британской сети модной одежды — Саймон Волфсон не только заявил, что цены в этой сети будут повышены в связи с подорожанием хлопка, но и уточнил насколько. По его словам, в ближайшее время придется поднять цены на 5–8%, скорее все же на 8%.

Разумеется, постоянное рекордное повышение цен на каучук и хлопок спекулянты объясняют объективными причинами природного характера. Мол, плантации гевеи по разным причинам пострадали и на Шри-Ланке, и в Индонезии, и в Малайзии. Хлопок из-за природных катаклизмов не уродился как в Китае и Пакистане, так и в США, а что будет с индийским урожаем, совершенно неизвестно. Поэтому повышение цен в условиях роста спроса и сокращения предложения просто неизбежно.

Стоит, однако, отметить, что цены на золото также бьют рекорд за рекордом (на прошлой неделе цена унции золота превысила уже $1400), хотя неурожая золота вроде бы не наблюдается, напротив, его производство неуклонно растет. Другой вопрос, что центробанки всех стран почему-то совершенно перестали выбрасывать золото на рынок из своих запасов, а частные инвесторы резко увеличили спрос на него. Но это говорит не об объективных природных причинах, а о спекулятивной игре, в которую, в сущности, включились и центробанки, решившие пока придержать дорожающий товар.

Ясно, что неуклонно дорожающие сырьевые товары сейчас рассматриваются инвесторами всего мира как финансовый актив вроде нефтяных фьючерсов. И в развернувшейся игре на каучуковое и хлопковое подорожание, как в случае с нефтью или золотом, спекулянтов подстегивает ослабление доллара: все эти товары продаются на рынке по традиции за американскую валюту, она дешевеет — они автоматически дорожают. Таким образом, выходит, что российские любители автомобилей и высококачественной хлопчатобумажной одежды заплатят не только за природные проблемы Индонезии или Китая, но и за оживление инвесторов на мировом финансовом рынке.

Естественно, между золотом и другими сырьевыми товарами есть важное отличие. Золото, в сущности, является деньгами. Не случайно в последнее время вновь стала обсуждаться идея в той или иной форме вернуться в международной торговле к золотому обращению, иными словами, к той системе, которая существовала в мире до начала 1970-х годов. Поэтому накапливать золото в условиях нынешней общемировой валютной нестабильности и разговоров об эскалации уже идущей валютной войны между странами — значит накапливать деньги.

Собственно, и обычные граждане, наслышанные о нескончаемом подорожании золота, могут осуществить инвестиции в золотые монеты или слитки и поместить их на хранение в банк. Однако трудно представить себе инвестиции граждан в хлопчатобумажную одежду в условиях быстро меняющейся моды или их попытки поместить в банковские ячейки автомобильные шины.

Компания «Креон» приглашает Вас принять участие в V Юбилейной Международной Конференции «Каучуки, Шины и РТИ 2010», которая состоится 30 ноября 2010 г. в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Получить более подробную информацию о мероприятии Вы можете, связавшись по телефону +7 (495) 797-49-07 или по e-mail: org@creon-online.ru.